Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Речевое развитие и его коррекция у детей с нарушениями слуха
Введение
Актуальность исследования. В последнее время у детей стали чаще наблюдаться случаи врожденной глухоты, а также потеря слуха в раннем возрасте. По данным слухового скрининга (отбора), проведенного в родильных домах США, врожденные дефекты слуха встречаются у одного из ста новорожденных. Полная или частичная потеря слуха у ребенка – первичный физический дефект, приводящий к нарушению второго и третьего порядка, своеобразию речевого развития и познавательной деятельности (по Л.С. Выготскому). Глухота резко уменьшает возможности ребенка воспринимать собственную речь и речь окружающих, у таких детей есть определенные сложности в обучении словесной речи. Проблема развития мышления детей с нарушенным слухом в сурдопедагогике до сих пор не нашла своего однозначного и общепринятого решения, однако одним из важнейших дидактических условий решения этой задачи является специально разработанная система заданий, ориентированная на воспитание и обучение дошкольников приемам мышления.
Практика показывает, что у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение слуха, отмечаются значительные трудности в овладении навыками речевых и коммуникативных функций. Развитие речи у детей с нарушенным слухом является центральным звеном кор¬рекционно-педагогической работы, которая направлена на преодоление тяжелых вторичных речевых нарушений, обусловлен¬ных снижением слуха. Эффективность проведения работы по формированию речи в значительной степени определяет овладение детьми содержанием других разделов програм¬мы, а в конечном итоге и уровень познавательного, соци¬ально-личностного, эстетического развития ребенка [14,c.91].
Отсюда огромная важность работы сурдопедагогов, занимающихся формированием речи дошкольников с нарушением слуха. Специалисты должны создавать благоприятную обстановку для развития речи детей. В настоящее время науки сурдопедагогика, психология и логопедия уже дают ряд ответов на вопросы, касающиеся особенностей развития речи детей дошкольного возраста с нарушенным слухом, но и в настоящий момент данная тема не до конца изучена, не систематизированы аспекты коррекции нарушений речи дошкольников с нарушением слуха.
Список литературы
1. Боскис Р.М. Развитие смысловой стороны речи у глухих и слабослышащих детей // Материалы IV Всесоюзн. съезда психологов. Тбилиси: Мецниереба, 2001
2. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М., 2003.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. -М., 2003.
4. Выготская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 2005.
5. Выготский Л.С. Собр. Соч.-Т.5-Основы дефектологии.- М.: Педагогика, 2003г.
6. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. - М.: ВЛАДОС, 2004.
7. Дети с проблемами в развитии. / Григорьева Л.П., Фильчикова Л.И., Алиева З.С. Под. ред. Л.П.Григорьевой. - М., 2002.
8. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей./под. ред. Л.А. Головчиц. - М.:ОМИЦ «Граф-пресс», 2003.-160с.
9. Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. - М., 2001
10. Игра в жизни детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. / Под редакцией Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 2003. - стр. 92-104
11. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М.: Просвещение, 2009.
12. Леонгард Э.И. Неслышащие дети в мире слышащих. // Особый ребенок: Исследования и опыт помощи. / Под. ред. А.А. Цыганок - М., 2008.
13. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. - М., 2001.
14. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц.- М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2004.-с.91
15. Носкова Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих : Пособие для учителя / Л. П. Носкова, М. Просвещение 2007.- 108с
16. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
17. Основы специального обучения слабослышащих детей. / Под ред. P.M. Боскис - М., 2008.
18. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под. ред. Л.П. Носковой. - М., 2004.
19. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития. / Под ред. Л.А. Головчиц. - М.: ОМИЦ «Граф-пресс», 2006.-128с.
20. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В.Яшковой. — М , 2001.
21. Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. – М., 2001.
22. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2003.-с.38.
23. Речицкая Е.Г., Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы: пособие для учителя дефектолога/Е.Г. Речицкая – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.-156с.
24. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. - М., 2008.
25. Шелгунова Н. И., Книга для учителей школы слабослышащих, под ред. К. Г. Коровина, М., 2005.