Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, в современных ус-ловиях особую значимость приобретают вопросы олимпиадного движения по естественнонаучным дисциплинам. Олимпиадное движение – это механизм, ко-торый позволяет повысить качество профессионального образования по таким показателям, как конкурентоспособность выпускника на рынке труда, уровень адаптации молодого специалиста к условиям производства, степень личностной удовлетворенности студента процессом познания. Необходимым условием ин-новационного развития страны в настоящее время становится построение эф-фективной системы отбора и поддержки талантливой молодёжи. Одним из наи-более эффективных методов выявления одарённых молодых людей являются предметные олимпиады. Самой масштабной олимпиадой, проводимой в Рос-сийской Федерации, является Всероссийская олимпиада школьников.
Главным системообразующим фактором олимпиадного движения являет-ся образовательная среда, включающая в себя компоненты взаимодействия преподавателя и обучающегося и ориентированная на формирование творче-ской компетентности личности как важнейшей ценности. Созданная олимпиад-ная среда предоставляет участнику возможность внутренней и внешней свобо-ды, снимает тревожность, делает восприятие окружающей действительности более открытым, в том числе и для объективной критики, чем обеспечивает пространство свободного поиска уникального решения профессиональных про-блем. Все это позволяет удовлетворить потребность «быть личностью», способ-ствует развитию в обучающемся тех его индивидуальных свойств, которые де-лают его конкурентоспособным. В олимпиадном творчестве присутствует ком-муникативный компонент, который связывает педагогическое творчество пре-подавателя, познавательное творчество обучающихся и научно-производственное творчество, предлагаемое внешней средой. Ни один другой вид специально организованной познавательной деятельности не имеет таких естественных и многогранных связей с повседневной производственной дея-тельностью специалиста.
Роль олимпиадного движения и необходимость совершенствования нор-мативно-правовой базы и организационно-управленческих механизмов олим-пиад представлена в Концепции общенациональной системы выявления и раз-вития молодых талантов, утвержденной Президентом РФ и являющейся одним из приоритетных направлений государственной политики в области образова-ния. На данный момент не существует формализованных регламентов проведе-ния олимпиады.
..............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
1.1 История олимпиадного движения по естественнонаучным дисциплинам
История олимпиадного движения является достаточно насыщенной. Пер-вые Олимпиады по различным дисциплинам начали проводиться в XIX веке и носили название «Олимпиады учащейся молодежи». Их организатором высту-пало Астрономическое общество Российской империи. Далее, в СССР данная традиция была продолжена. В 1934 году в Ленинграде была проведена матема-тическая олимпиада, победителем на которой стал С.В. Валландер, который в дальнейшем стал членом-корреспондентом Академии Наук СССР. В 30-е годы XX века впервые были выделены этапы проведения олимпиад - школьный, го-родской, областной. В 60-х годах, предметные олимпиады вышли на всесоюз-ный уровень. После распада СССР Всесоюзная олимпиада трансформировалась во Всероссийскую [22, С. 138].
В современных условиях Всероссийская олимпиада школьников прово-дится ежегодно под эгидой Министерства образования и науки РФ и Федераль-ного агентства по образованию по 21 предмету: русский язык, литература, об-ществознание, право, история, математика, физика, информатика, химия, био-логия, география, астрономия, экономика, основы предпринимательской дея-тельности, физическая культура, технология, экология, английский, немецкий и французский языки, политехническая олимпиада.
Организационно-методическое обеспечение и нормативное сопровожде-ние олимпиады осуществляет Академиея повышения квалификации и профес-сиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО), которая является образовательным и научным центром Федеральной системы повыше-ния квалификации работников образования и ведет большую научно-исследовательскую, методическую и учебную работу. Олимпиада проходит в пять этапов, последовательно охватывая образовательное пространство Россий-ской Федерации на разных уровнях - от школьного до всероссийского.
..........