Содержание:
Содержание
1.1. Мозговое обеспечение номинативной функции речи 11
1.2. Нарушение номинативной функции речи у пациентов с афазией 22
1.3. Современные подходы к восстановлению номинативной функции речи у постинсультных больных 30
Глава 2. Особенности номинативной функции речи у пациентов с различными формами афазии 41
2.1. Логопедическое обследование состояния номинативной функции речи у пациентов с различными афазии 41
2.2. Характеристика нарушений номинативной функции у пациентов с различными формами афазии 48
Глава 3. Восстановление номинативной функции речи у пациентов с различными формами афазии 57
3.1. Приемы восстановления номинативной функции речи у пациентов с различными формами афазии 57
3.2. Динамика восстановления номинативной функции речи у пациентов с различными формами афазии 67
1. Динамика восстановления номинативной функции речи при любой из форм афазии требует системного подхода, т.е. подразумевает нормализацию всех нарушенных языковых уровней. При каждой из форм афазии имеются и специфические задачи, связанные с преодолением певичного речевого дефекта и зависят они как от нейродинамических факторов работы мозга в целом, интеллектуально-характерологических особенностей больного, этапов заболевания, так и от организации восстановительного обучения: контакта с больным, дозировки логопедической нагрузки, адекватности логопедических приемов работы и т.д. 73
Список литературы 79
66. Приложения 86
Приложение 1.1. Очаги поражения при афазии 86
Приложение 2. Таблица Клинические признаки афазии 88
+ функция нарушена 88
– функция не нарушена 88
Протокол обследования речи № 1 (после занятий по восстановлению речи). 89
Называние чисел 89
Называние месяцев и дней недели: 89
Закончить фразу: 90
Повторить фразы, разные по лексико-грамматической структуре: 90
Назовите предметы, которые вы видите: 90
Назвать действие, которое выполняет ассистент: 91
Назвать, кто что делает: 91
Протокол обследования речи № 2. (после занятий по коррекции речи). 93
Петр Алексеевич, возраст 58 лет, строитель; неврологический диагноз: ОНМК по ишемическому типу СМА задних участков лобной доли. 93
Логопедическое заключение: моторная афазия тяжелой степени тяжести 93
Исследование функции называния. Динамика восстановления 93
Счет десятками 93
Повторение слов 93
Название слов по картинке 93
Показать слова в тексте и прочитать их 94
Чтение слов с различным произношением. 95
Счет от 1 до 10 и наоборот 98
Называние предмета по описанию и по картинке: 98
Называние слов с печатной основы: 99
Лидия Степановна, возраст 67 лет, продавец; неврологический диагноз: ОНМК по ишемическому типу в бассейн СМА слева заднелобного отдела. 101
Логопедическое заключение: динамическая афазия средней степени тяжести 101
Ответы на вопросы: 101
Стимульный материал 101
Констатирующий эксперимент 101
Контрольный эксперимент 101
Как вас зовут? 101
Как,.. зовут я 101
Меня зовут … я 101
У вас большая семья? 101
У вас я семья вот 101
Большая семья 101
Что с вами произошло? 101
Произошло 101
Я заболела и произошло 101
Как вы попали в больницу? 101
Не ответила 101
Заболела и попала я 101
Ответы на вопросы по картинке: 101
Стимульный материал 101
Констатирующий эксперимент 101
Контрольный эксперимент 101
На чем можно летать? (самолет) 101
Самолет 101
Самолет 101
Что можно пить? (сок) 101
Вода 101
Вода 101
Во что можно играть? (футбол) 101
Мяч 101
Мяч 101
Кто плавает? (спортсмен) 101
Спортсмен 101
Спортсмен (с подсказкой) 101
Во что наливают сок? (кувшин) 101
Кувшин 101
Кувшин 101
Из чего можно пить? (стакан) 101
Стакан 101
Стакан 101
Стимульный материал 101
Констатирующий эксперимент 101
Контрольный эксперимент 101
Стимульный материал 102
Констатирующий эксперимент 102
Контрольный эксперимент 102
Стимульный материал 102
Констатирующий эксперимент 102
Контрольный эксперимент 102
Стимульный материал 103
Констатирующий эксперимент 103
Контрольный эксперимент 103
Стимульный материал 103
Констатирующий эксперимент 103
Контрольный эксперимент 103
Стимульный материал 104
Констатирующий эксперимент 104
Контрольный эксперимент 104
Стимульный материал 104
Констатирующий эксперимент 104
Контрольный эксперимент 104
Выдержка из работы:
Введение
Актуальность проблемы исследования. Нарушение речи (афазия) наблюдается более чем у трети больных, перенесших инсульт, и является вторым по значимости и распространенности постинсультным дефектом после двигательных нарушений. До конца острого периода инсульта, по данным российских авторов, афазия отмечается в 36% случаев. Наличие речевого дефекта после перенесенного инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли мозга или оперативного вмешательства на головном мозге значительно понижает номинативную функцию больных, повседневную жизненную активность, способствует их социальной изоляции.
Называние предмета является одним из сложнейших процессов речи. Проблема природы и структуры процесса называния и нарушений этих процессов при афазии, в свое время, занимала многих крупных афазиологов, лингвистов, психологов и неврологов, таких как А.Р. Лурия, Е. Д. Хомская, И. М. Сеченов, А. А. Потебня, Л. С. Выготский, К.Гольдштейн, Г. Хэд и других. Особый интерес вопрос о механизмах и природе нарушения называния приобрел в патологии, и, прежде всего в случаях нарушения номинативной функции речи при локальных поражениях мозга при афазии.
Речевое развитие основывается на теории речевой деятельности (Л. Выготский), теории поэтапного формирования умственных действий (П. Гальперин), данных психолингвистики способностей человека (О. Леонтьев), теории формирования речевой личности (Ю.Караулов).
Целенаправленное изучение нарушений функций речи началось во второй половине XIX вв. В 1861 г. П. Брока описал нарушения способности говорить у больного с поражением задних отделов третьей лобной извилины (центр Брока). В 1873 г. К. Вернике выявил, что при поражении задней трети верхней височной извилины (центр Вернике) нарушено понимание речи. Первая форма распада речи получила название моторной (эфферентной, експрессивной афазии), вторая – сенсорной (афферентной, импрессивной). Уже тогда отмечалось, что афазии обычно возникают при патологических процессах в левом полушарии мозга.
............
Глава 1. Теоретические основы изучения и коррекции нарушений номинативной функции речи при афазии
1.1. Мозговое обеспечение номинативной функции речи
Речь – это вторая сигнальная система, вербальная коммуникация (связь) между людьми. Невербальная коммуникация (мимика, жесты, позы, вокализация) присуща также животным и птицам, а вербальная (речевая) возникает только у человека благодаря использованию знаковых систем. Учитывая то, что речь занимает особое положение среди других психических процессов (память, внимание и др.), она принадлежит к ним и тем самым связана со всеми другими психическими явлениями. В той же мере она охватывает всю психику человека, выполняет в ней свою структурообразующую интегративную функцию.
Все психические процессы человека формируются и организовываются не только по общебиологическим, но и по социальным закономерностям. Однако только речь в общем списке психических процессов человека выходит за границы психики индивидуального субъекта и по сути своей организации является процессом не индивидуально-психологическим, а социально-психологическим. Какие бы важные функции речевой процесс не приобрел в ходе онтогенеза, в своей исходной функции он является коммуникативным актом.
Речевая деятельность – совокупность психофизиологических действий организма человека, которые направлены на восприятие и понимание речи путем называния предметов, явлений, действий и т.п. или порождения ее в устной или письменной форме – тесно связана с психической деятельностью человека, с развитием его интеллекта, эмоций (ощущений).........