Выдержка из работы:
Введение
В условиях обеспечения устойчивого роста экономики хозяйствующего субъекта, осуществляющего торгово-закупочную деятельность и достижения им стабильных результатов, важную роль приобретает стратегия, направленная на повышение эффективности в системе бухгалтерского учета расчетов покупателями (дебиторами).
Актуальность темы исследования заключается в том, что эффективность деятельности в рыночной экономике во многом обусловливается состоянием финансов торговой организации. Этот факт приводит к необходимости рассмотрения проблем обеспечения качественного учета расчетов с покупателями. Проблемы достоверности и своевременности отчетной, учетной и аналитической информации о расчетных операциях с покупателями, влияющей на эффективность тактического и стратегического управления торговыми организациями, становятся особенно значимыми. Важнейшая цель оперативного контроля и учета с покупателями заключается в обеспечении исполнения контрагентами условий договоров и не допущение проблем с ликвидностью.
Степень научной разработанности темы исследования нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, невозможно не отметить разнообразие научных и иных источников, посвященных проблеме и практике учета расчетов с покупателями, а с другой, - данная проблема остается не до конца изученной с учетом современных экономических реалий и преобразований. Различные аспекты в области методологии учета расчетов с покупателями, рассматриваются в трудах таких отечественных и зарубежных ученых-экономистов, как Астахова В. П., Брунгильд С.Г., Ворониной Л. И., Горбатковой Г. А., Дегтяревой Е.С., Захаровой Ю.А., Ивашкевич В.Б., Кондраковс Н.П., Дж. Ван Хорна, Д.Колдуэлла и др. ..................
1. Теоретические аспекты учета расчетов с покупателями в торговой организации
1.1 Бухгалтерский и налоговый учет расчетов с покупателями: экономическая сущность и задачи учета
Расчеты с покупателями представляют собой неотъемлемую часть товарно-денежных отношений, возникающих между людьми в процессе реализации товаров. Историки отмечают, что подобные отношения появились еще в эпоху первобытнообщинного строя на границах соприкосновения отдельных общин, когда возник обмен продуктами труда, однако он был не столько экономической необходимостью, сколько ритуальным элементом установления и поддержания дружеских отношений между племенами, то есть в этих условиях товарного производства как такового не было [27 c.116].
В конце XIX и в начале XX в. в Санкт-Петербурге издавался журнал «Счетоводство». Одним из наиболее талантливых ученых, работающих в этом журнале, был Л. И. Гомберг. Заслуживают внимания его достижения в области учета расчетов с поставщиками и заказчиками. Все долги покупателей и заказчиков он делил на четыре группы:
а) безусловно надежные, от их суммы следует отчислить в резерв на покрытие сомнительных долгов 5%;
б) долги, в погашении которых нет уверенности, должны быть показаны в активе баланса в размере 80% общей суммы;
в) долги сомнительные подлежат включению в баланс в размере 50% общей суммы;
г) безнадежные долги подлежат немедленному отнесению на счет «Убытки и прибыли». Л.И. Гомберг связывал оценку с целями учета и дал одну из первых классификаций видов оценок: первоначальная, рыночная, восстановительная, номинальная, экспертная (страховая, залоговая), prome-morie - для памяти (чисто номинальная оценка, не имеющая ни экономического, ни юридического смысла)»[27, с. 116].
.............