Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Внушение занимает одну из ведущих позиций среди способов социальной регуляции поведения человека. Оно применимо практически во всех сферах общественной жизни, особенно в современном мире (хотя и утратило господствующее положение по сравнению, например, с тем, какое имело в доцивилизованном обществе).
Долгое время проблемой внушения занимались лишь невропатологи и психиатры. Со временем эта проблема стала привлекать внимание социологов, юристов, политиков, философов, рекламных специалистов, таким образом, выйдя далеко за пределы сугубо медицинской сферы.
Среди областей применения и проявления внушения (суггестии) можно выделить: медицину, педагогику, профессиональное обучение, религию, политику, спорт, военное дело, театрально-сценическую деятельность, художественную литературу, живопись, музыку, СМИ, интернет и т.д.
Анализируя и систематизируя подходы В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, П.И. Буля, Т.И. Ахмедова, Б.Ф. Поршнева, К.М. Варшавского, А.М. Свядоща, А.П. Слободняка и других к исследованию такого явления как внушение, можно сделать вывод, что оно является важным слагаемым общественной жизни и находит применение во всех сферах социальных отношений, однако реализация внушения носит бессистемный и большей частью неосознаваемый характер со стороны лица его применяющего.
Большую роль внушение играет в организации общественного порядка и дисциплины, в формировании общественного мнения. Таким образом, внушение охватывает практически все сферы нашей повседневной жизнедеятельности. Как непреднамеренный процесс внушение действует методом заражения, а как преднамеренный – методом прививания определённых состояний или поведенческих реакций. ............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАССОВОГО ВНУШЕНИЯ
1.1 Сущность категории внушения в работах отечественных и зарубежных ученых
Внушение является условным рефлексом человека, оно легко объяснимо с точки зрения физиологии и психологии, а потому как способ регуляции поведения индивидуума внушение примитивно и универсально. Кроме того, внушение есть основа межличностного и группового взаимодействия, оно присутствует во всех без исключения культурах, а потому является одним из базовых способов воздействия на индивидуальное и массовое сознание [8].
Суть процесса внушения сводится к прививанию определённых психических состояний и поведенческих реакций, следовательно, оно может выступать как организованный процесс с запрограммированными результатами. В процессе внушения непосредственное участие принимает слово, причём именно слово способно выступать в качестве наиболее мощного и в то же время простейшего раздражителя и воздействовать не только на сознание или подсознание индивидуума, но и выступать незаменимым средством регуляции его поведения в результате внушения запланированной информации.
Физиологические теории предлагают трактовку внушения, исходящую из психофизиологических коррелятов этого феномена [12]. Тем не менее данное теоретическое направление не является однородным и представлено рядом концепций. В первую очередь здесь следует упомянуть так называемую рефлексологическую модель, опирающуюся на теорию рефлексов, разработанную И. П. Павловым, считающую обязательным атрибутом внушения раппорт (Павлов, 1951). ..........