Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Отчет по практике. Организация различных видов деятельности и общения детей
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
Организация различных видов деятельности и общения детей
1. Изучение методики нравственного воспитания дошкольников и детей.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – деятельность, которая позволит создать целостную личность, человека, способного самоопределяться и совершенствоваться, руководствуясь определенными принципами.
Ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края. В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.
Цель специальных занятий и ежедневного взаимодействия с детьми – сформировать их личность, в том числе личность в коллективе, научить отстаивать свою позицию. Помимо формирования качеств, есть другие задачи:
? научить взаимодействовать с другими через отношение и гуманизм;
? воспитать духовные ценности, нравственные качества и представления;
? объяснить правила этикета;
? научить религиозной, межнациональной и другой терпимости;
? дать навыки общения в коллективе, сохраняя собственное достоинство;
? развить патриотические чувства.
Формировать качества ребенка можно через собственный пример, труд, игру, творчество, ненавязчивые примеры. Средства нравственного воспитания дошкольников:
1. Творчество, музыка, ИЗО. Они помогают отобразить и передать чувства.
2. Контакты с природой. Общение с живыми существами учит взаимодействию, заботе, пониманию естественных процессов.
3. Выражение чувств и эмоций через собственную деятельность. Через труд, рисунки, разговоры.
4. Обстановка (родители, сверстники, воспитатели).
Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. Первоочередно данную задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре ребенок знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки и т.д.
Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они сформировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
Механизм нравственного становления детской личности:
(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведение) = Нравственное качество.
Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.
При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
.................................................................................................................