Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Стилистические особенности публицистического стиля как отражение языковой личности (на материале текстов А.В. Пивоварова) и их изучение в практике преподавания русского языка
Введение
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена той ролью, которую играет речь в жизнедеятельности человека. Для осуществления беспрепятственного взаимодействия необходимо знать родной язык, понимать его оттенки и нюансы, уметь гибко перестраивать структуру предложений во избежание разночтения. Перечисленные компетенции свидетельствуют о высоком уровне развития языковой личности как совокупности характеристик, позволяющих поддерживать социальные связи, быть продуктивным в разных видах деятельности, выполнение которых зависит от качества субъект-субъектных отношений. Овладение национальным языком является длительным процессом. В школьные годы усваиваются базовые знания, формируются умения и навыки, чему в значительной мере учащиеся обязаны предмету «русский язык». За время освоения дисциплины они исследуют множество текстов, предложенных педагогом в качестве образцовых; на уроках развития речи пишут сочинения и изложения, делают устные доклады, принимают участие в диспутах.
Несмотря на систематическую работу, проводимую словесниками, ни одной школе ещё не удалось достичь результатов, свидетельствующих о том, что выпускники усвоили предмет на высоком уровне. Главным критерием является отсутствие ошибок в текстах, создаваемых самими учащимися, и недопущение небрежности в устных высказываниях. Пока же педагоги, обобщающие собственный профессиональный опыт в рамках журнальных статей, говорят об обилии недочетов в речи учащихся. С учетом последнего компонента стоит обратить внимание на то, что современные школьники, выросшие в цифровую эпоху, привыкли читать совсем иные тексты: информация, содержащаяся в учебниках русского языка, кажется им скучной и утратившей актуальность. ........................
Глава 1. Языковая личность А.В. Пивоварова сквозь призму стилистических особенностей публицистического стиля речи
1.1.Публицистический стиль речи: понятие, сфера использования, стилистические особенности
Публицистика относится к тем способам общественной деятельности, которая осуществляется «творческими методами и с использованием каналов массовой коммуникации» [Морозов 2017: 15]. Голосом публициста разговаривает само время. Каждая культурно-историческая эпоха обнажает социальные противоречия, свидетельствующих о том, что не только предание огласке некоего факта, но и детальное его осмысление способно вызывать в обществе мощный резонанс. Причина очевидна: «По самой своей сути публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение» [Иовва 2016: 153]. Об этом размышляет исследователь Т.Ж. Машарипова, отмечающая, что, вызывая всплеск негодования в обществе, публицистика тем самым выполняет основное предназначение: информирование «массовой аудитории о недостатках и преобразование действительности» [Машарипова 2015: 111]. Причем с помощью тех же масс. Так было во все времена, ведь сама публицистика считается действенным инструментом по «вовлечению в действие при помощи актуального, мобилизующего слова» [там же: 111].
Востребованность публицистики возникает в переломные моменты, как-то: реформы, войны, революции. Подтверждением тому может стать первая половина XIX века, когда происходило ее становление. Здесь логично упомянуть имя В.Г. Белинского, снискавшего славу не только в качестве литературного критика,нои гражданина. Такой же смелой и полной решимости является публицистика Л.Н. Толстого, относимая к концу XIX – началу XX века. .............................