Содержание:
Ситуация:
«Делегация взбудораженных мам буквально ворвалась в мой кабинет.
- Мы требуем, чтобы Володю К. немедленно перевели в другой класс! Он травмирует наших детей физически и нравственно. Дерется, нецензурно выражается, рассказывает ужасные вещи!
- Неужели восьмилетний ребенок способен терроризировать целый класс?
- Представьте себе. Мы не можем быть спокойными, пока этот мальчик будет учиться с нашими детьми…
- Хорошо, я разберусь. Только почему вы считаете, что перевод в параллельный класс решит проблему?
- Это уже ваша забота, ваши трудности! Мы же отстаиваем интересы своих детей. Вы должны нас понять. В классе дети из приличных семей…
На том и прощаемся. Вызываю классного руководителя.
- Как все случилось? За что Володю ненавидят в классе?
- Понимаете, мальчик агрессивный, физически заметно сильнее других. По любому поводу вступает в драку…
- Что вы предприняли?
- Говорили с ним на классном активе. Класс очень дружный. Дети приняли решение: если Володя будет продолжать так себя вести, перестать с ним общаться совсем. И сейчас с ним стараются не разговаривать, чтобы не нарываться на грубость. Теперь вот что: после того как на родительском собрании я рассказала о сложившейся ситуации, члены родительского комитета побывали у Володи, поговорили с его матерью.
Учительница работает первый год, ребятам она по душе, и нам, ее коллегам, со стороны видно, что дело у нее пойдет. Но вот с Володей?..»
Проанализируйте конфликтную ситуацию. Попытайтесь определить:
- участников конфликта;
- место возникновения ситуации;
- деятельность участников в конфликтной ситуации;
- что предшествовало возникновению ситуации;
- какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;
- ситуацию глазами ученика, учителя, других участников;
- личностную позицию учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику, к другим участникам);
- реальные цели учителя во взаимодействии с учеником, с другими участниками;
- что нового узнал учитель об учениках, других участниках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);
- основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений).
Основным способом разрешения конфликтной ситуации выступает «погашение» конфликта, когда необходимо перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы.
Предложите в выбранной вами конфликтной ситуации действия учителя, которые помогли бы «погасить» конфликт:
- корректировка поведения ученика или других участников ситуации;
- выбор средств и приемов педагогического воздействия;
- определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.
Предложите речевые обороты, фразы, позволяющие перевести ситуацию в русло деловых отношений:
- что говорить? (отбор содержания в диалоге);
- как говорить? (эмоциональное сопровождение разговора);
- зачем говорить? (результат разговора).
Приведите пример диалога при решении выбранной вами конфликтной ситуации.
Сближению позиции учителя и ученика, других участников, их взаимопониманию помогут некоторые приемы. Например, необходимо называть ученика по имени даже тогда, когда вы сердиты на него. Это придаст обращению к нему ласково-требовательный характер, позволит снять агрессию.
Предложите другие приемы, которые также позволят «погасить» конфликтную ситуацию.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Разработка процедуры общения учителя с участниками педагогического процесса в конфликтной ситуации.
Участники конфликта: одну сторону занимают классная руководительница, ее ученики и родители учеников , противоположную сторону – Володя и его мама. Место возникновения ситуации – детский коллектив, второй класс начальной школы. Деятельность участников в конфликтной ситуации:
Мама Володи – недовольна поведением сына, но действует в его интересах.
Классная руководительница – подвергается постоянному давлению со стороны родителей учеников и находится в растерянности. С одной стороны, она понимает, что на Володю следует воздействовать, не переводя его в другой класс, и считает своим профессиональным долгом исправить поведение ученика. С другой стороны, под давлением родителей она вынуждена защищать интересы большинства детей.
Родители других учеников – беспокоятся за своих детей и категорически не согласны, чтобы их дети учились с ребенком, распространяющим на них свое дурное влияние.