Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
ВВЕДЕНИЕ
На этапе дошкольного детства, формирование навыков самообслуживания является приоритетным для всех категорий детей и, в частности, для детей с ограниченными возможностями, среди которых большую группу составляют дети с нарушением интеллекта.
Под навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками ученые понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у дошкольников навыков и умений ухода за своим телом, культуры питания, уважения к личным вещам, игрушкам, поддержания порядка в окружающей среде.
В соответствии с ФГОС развитие навыков самообслуживания – одно из важных направлений в работе дошкольных образовательных организаций, главной целью которого является развитие навыков самообслуживания через решение следующих задач: воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
Навыки самообслуживания выступают как важная часть культуры поведения. Выбор темы связан с необходимостью решать проблему формирования навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста, ведь этот возраст является сенситивным, а значит и наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в раннем дошкольном возрасте закладывается фундамент всех важных и необходимых культурных навыков в жизни человека.
.....................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Понятие самообслуживания в дошкольной педагогике
Воспитание и формирование самостоятельности ребенка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию. Дошкольный возраст сложен для ребенка и очень интенсивен. У ребенка есть стремление к независимости. Надо в этот момент поддержать, развить определенные навыки самообслуживания, то в будущем ребенок приобретет такие качества, как усидчивость, аккуратность и бережное отношение к вещам.
Самообслуживание играет важную роль в развитии дошкольников. Именно с этого возраста начинают формироваться такие качества, как стремление к успеху, самоуверенность, целеустремленность, активность и настойчивость в его достижении. И это происходит с установкой навыков самообслуживания.
С точки зрения психологов, самообслуживание - это работа, направленная на удовлетворение личных потребностей ребенка, связанная с процессами одевания, раздевания, приема пищи, соблюдения правил личной гигиены, ухода за своей личной одеждой.
В своих работах В.Г. Нечаева пишет: «Самообслуживание-это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические требования» [7, 45 с.].
.............