Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что социально-экономические преобразования, которые происходят в России определяют потребность в творческой и самостоятельной личности, которая готова решать нестандартные жизненные ситуации, обладать социальной ответственностью, независимостью, уверенностью в себе и собственных возможностях. Поэтому, в Концепции модернизации российского образования до 2020 года отмечено, что развивающемуся обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладать возможностью прогнозировать последствия собственных решений, отличающиеся мобильностью, конструктивностью. Поэтому, по причине выхода на более высокий уровень требований, современный человек должен обладать высоким уровнем образования, предприимчивости и нравственности, что невозможно без устойчивой мотивации учебной деятельности.
С целью решения поставленных задач важно педагогической содействие как специально организованной и целенаправленной деятельности по созданию определенных условий в рамках педагогического процесса, которая приведет к росту эффективности как некоторых его составляющих, так и всего процесса в целом.
......................
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте
1.1. Понятие мотивации учебной деятельности
В большинстве зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, который объясняет поведение, является принятие решение, как выбор из множества вариантов способа удовлетворения потребности либо отказ от ее удовлетворения, как отмечает Е.П. Ильин[Ильин, 2009].
Отечественные исследователи, в ходе анализа мотивации, рассматривали ее как стержневое образование личности, имеющее качественно неоднородное и сложное строение. В исследованиях Н. Милнера, понятие мотивации употребляется ля обозначение любого побудителя: потребности, мотива, стимула, влечения, которое воздействует на человека либо животного. Между мотивом и мотивацией, либо потребностью и мотивацией, часто ставят знак равенства, однако это упрощенное понимание мотивации, потому что мотивация, как общее понятие, гораздо шире по своей сути. Сегодня можно выделить несколько устойчивых значений данного термина [Беркович Л.С, 2003].
Так, под мотивацией можно понимать процесс появления и образования на основе потребности мотива. Как отмечает Д.А. Кикнадзе, мотивация происходит в сфере осознания психической деятельности человека, где одновременно с осознанием конкретной потребности могут осознаваться иные потребности, связанные с данной потребностью и действием ее удовлетворения. Опираясь на данное положение, можно сказать, что мотивация являет собой этап образования мотива из потребности. Мотив полностью находится под контролем сознания, связываясь с волей [Кикнадзе, 1982].
.........