Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности Я-социального у младших школьников с умственной отсталостью
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современное образование определяет ориентацию школы на потребности личности, содействие ее самоопределению и самореализации, развитие у ребенка Я-концепции, а также его возможностей и жизненных перспектив. Я-концепция – это достаточно сложная и многогранная структура, изменяющаяся в течение всей жизни человека. Это личностное образование полноценно может сформироваться только во взаимодействии с обществом.
Дети с умственной отсталостью в силу особенностей своего развития чаще всего находятся в условиях социальной депривации, когда нарушается не только процесс обращения к социальной среде, но и процесс обработки полученных от нее отзывов, что, в свою очередь, не может не влиять на формирование самосознания.
Проблема психологического изучения самосознания особенно актуальна для тех умственно отсталых лиц, у которых степень интеллектуального спада невелика, поскольку в соответствии с их способностями они могут быть достаточно адаптированы в обществе при условии, что они имеют адекватную психологическую и педагогическую поддержку.
Особенно актуальным представляется исследования структуры Я-концепции Я-социальное, как одного из важнейших детерминант особенностей интеракции с внешним миром.
...................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ Я – СОЦИАЛЬНОГО У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1. Понятие Я-концепция в отечественных и зарубежных теориях
Процесс развития «Я» ребенка – это длительный процесс, при котором он накапливает информацию о себе, получая ее от других. В это время у него формируется образ себя или, как называют психологи, «Я-концепция».
Изучение такого психического феномена, как «Я-концепция» ведется очень давно. Зарубежными основоположниками были психолог и философ У. Джеймс, основатель психоанализа З. Фрейд и его дочь – детский психолог А. Фрейд ?4, 25 с.?.
Очень много исследований и публикаций по этой тематике и в наши дни: Р. Бернс, М. Шебек, К. Блага, М.И. Лисина, А.А. Сильвестру, О.Н. Пахомова, В.С. Мухина, Н.И. Непомнящая и др.
«Я-концепция» стала одной из главных тем исследований в XXI в. Было обнаружено множество аспектов жизни социального «Я». Было выявлено, что на формирование «Я-образа» оказывает влияние, прежде всего отношение к человеку других людей, их мнение о нем с раннего детства. Чем позитивнее относятся к индивиду родители и близкие, тем выше его самооценка.
Формируя «Я-концепции», человек определяет себя по таким категориям как возраст, пол, этическая группа, род занятий и социальный класс. Также «Яконцепция» имеет и временные характеристики.
Согласно представлениям современности, «Я-концепция» личности имеет сложную структуру, в которую входят:
.............