Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности ценностно-смысловой сферы и личностной суверенности у подростков с девиантным поведением
Введение
Актуальность и постановка проблемы. Предлагаемое исследование особенностей ценностно-смысловой сферы и личностной суверенности у подростков с девиантным поведением представляется актуальным по ряду причин. Так, произошедшие в России в конце XX века экономические, политические, социальные изменения, трансформировав привычный уклад жизни, затронули психологию и поведение практически всех членов российского общества и привели к появлению не только позитивных, но и негативных новообразований.
Специалисты разных направлений знаний: философы, социологи и политологи, психологи и педагоги сходятся во мнении, что культурная ситуация современной России может быть охарактеризована как затянувшийся духовно-нравственный кризис.
В общественном и индивидуальном сознании присутствуют размытые представления о добре и зле, законе и справедливости, свободе и ответственности, чести и достоинстве человека.
Как в культуре, так и в индивидуальной психике и личности господствуют «ложные» ценности, или «антиценности» (культ денег, власти, социального статуса; вещизм, стяжательство и др.), а слова «совесть» и «порядочность» нередко наделяются негативной семантической окраской даже подростками с «нормативным» поведением
.......................
Глава 1. Психологические аспекты взаимосвязи ценностно-смысловой сферы и личностной суверенности подростков с девиантным поведением
1.1. Теоретические подходы к изучению проблемы ценностно-смысловой сферы подростков
Прежде всего, представляется необходимым кратко охарактеризовать основные понятия, связанные с предметом данного исследования.
Термин «ценность» достаточно широко используется и указывает на социальное и культурное значение определений явлений действительности.
Общечеловеческие ценности культурологический словарь характеризует как совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, прав, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания, образования, возраста, пола и т. п. [7. с. 89].
В процессе самоутверждения индивид опирается именно на те ценности, которые ему кажутся в данный момент несомненными и жизненно необходимыми. Но существуют такие идеалы, которые для всех являются непреходящими, - это честь, долг, совесть, уважение к человеку и его достоинству, осознание свободы, справедливости и стремление к ним и т.д.
Что касается ценностно-смысловой сферы той или иной группы, или возрастной категории, то в социологической энциклопедии ценностно-ориентационное единство характеризуется как фиксирующий степень совпадения позиций и оценок членов группы. Показатель сплоченности группы, по отношению к целям деятельности группы. [18. с. 109].
......................