Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Школьный музей как средство воспитания патриотизма в системе дополнительного образования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена требованиями, выдвигаемыми к личности учащегося современной системой образования. Так, например, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», созданной в 2009 году, сказано, что воспитательная работа, организуемая педагогами, должна быть направлена на развитие у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданской солидарности. В «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» также говорится о том, что необходимо воспитывать у детей чувство гордости за свою Родину, готовность к защите интересов Отечества, ответственность за будущее страны. Вместе с тем анализ публикаций в периодической печати за последние годы свидетельствуют о том, что учащиеся выбирают ценности западного общества: молодежь уезжает учиться за рубеж, где впоследствии интегрируется в иной социум и разрывает связь с Родиной. Данные обстоятельства порождают проблему: возможно ли организовать эффективное патриотическое воспитание учащихся? Как представляется, это можно сделать средствами школьного музея.
Объект исследования – процесс воспитания патриотизма учащихся. Предмет исследования – процесс воспитания патриотизма обучающихся средствами школьного музея.
Гипотеза исследования – процесс воспитания патриотизма учащихся средствами школьного музея будет эффективным, если: 1) музей станет центром формирования исторической памяти обучающихся; 2) отбор содержания экспозиций направлен на стимулирование саморазвития обучающихся; 3) педагог организует воспитательную работу на основе деятельностного подхода.
.....................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущность и структура понятий «школьный музей», «деятельность школьного музея», «педагогические условия», «патриотизм», «патриотическое воспитание»
Школьный музей обладает значительным потенциалом, который можно использовать в воспитании патриотизма учащихся. Вырезки из газет, посвященные подвигу земляков в Великой Отечественной войне, подлинники документов, личные вещи фронтовиков, их воспоминания, записанные на аудио и видео носители, личные встречи с героями – все это и много другое призвано показать подрастающему поколению, что историю создают самые обычные люди. В свое время они внесли посильный вклад в сохранение территориальной целостности страны, оставив ее для потомков, задача которых – продолжать дело отцов. В пространстве школьного музея как раз и происходит такая встреча поколений.
Обзор литературы по теме исследования показал, что в настоящее время существует разброс мнений относительно того, какое содержание необходимо вкладывать в понятие «школьный музей». Так, в «Примерном положении о музее образовательного учреждения» сказано, что это «обобщающее название музеев, являющихся структурным подразделением образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации» [20, с. 6].
.............