Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Цвет как средство художественной выразительности в изобразительной деятельности
Введение
Настоящее эстетическое наслаждение можно получить от восприятия картины, художественного произведения только в том случае, если в них сочетания цветов организованы в определенной цветовой гармонии, отражающей красоту явлений и объектов действительности и воздействующей на чувства и эмоции. Кроме того, цвет как компонент природного окружения оказывает влияние на формирование и развитие человека. С другой стороны, постоянное оперирование цветом предполагает активное отношение к нему человека.
Еще в древние времена люди пытались понять природу цвета. Этой проблемой занимались такие выдающиеся философы, ученые и художники разных эпох, как Аристотель, Р. Гук, Р. Декарт, И. Кеплер, М. Ломоносов, Леонардо да Винчи, И. Ньютон, Платон, Пифагор, Т. Юнг и др. К изучению данного вопроса обращались также такие ученые, как И. Гетте, В. Кардинский, Л. Миронова, Р. Ормистон, В. Тернер, М. Харис и др. Большое значение для исследуемой проблемы имеют труды по теории и психологии цвета, колорита (С.С. Алексеев, Б.А. Базыма, В. Бецольд, Н.Н. Волков, И.В. Гете, А.С. Зайцев, И. Иттен, М. Матюшин, Л. М. Миронова, В. Оствальд, Ф. Рунге, Н.В. Серов, В.М. Шугаев, П.В. Яньшин и др.).
.....................
Глава 1. Цвет и его значение в искусстве
1.1. Историческое значение символов цвета и его смыслы в искусстве
На протяжении веков цвет играл существенную роль в искусстве и был одним из самых мощных художественных инструментов. Цвет – изобразительное и эмоциональное средство живописи.
Первобытные люди придавали особое значение трем цветам: красному, черному и белому. Как отмечал известный английский этнограф, социолог и фольклорист В. Тернер, цветная триада белое-красное-черное везде имеет большое значение. Красный символизировал кровь, пищу (мясо), жизнь, радость. Белый – чистоту, власть, еду (растительную), щедрость, мужество. Черный – зло, страдание, болезнь, смерть [13]. Первые теории цвета возникли еще в Древнем Египте и Индии. Люди придавали особое значение чтению («языка красок»), что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, религиозных и мистических учениях. В Древнем Египте цветная система уже насчитывала шесть основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный. Также особое значение имел культ Осириса, цветом которого был зеленый [12, 9]. В Древней Индии существовали две цветосистемы:
1) архаичная или тресковая – цвета: красный, белый, черный;
.............