Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Виды, уровни и свойства обучаемости
ВВЕДЕНИЕ
Как и в любой науке, в педагогике есть вопросы, которые не перестают волновать ученых-исследователей, педагогов-практиков, родителей учащихся. Одним из таких вопросов является причина трудностей и разного уровня усвоения школьниками учебного материала. В педагогике ответ на данный вопрос предлагается искать через призму понятия «обучаемость». В разные годы он находился в центре внимания отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Д.Н. Богоявленского, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Б.В. Зейгарник, И.А. Зимней, А.Я. Ивановой, З.И. Калмыковой, И.А. Корепановой, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, О.М. Морозова, И.П. Лебедевой, В.А. Самойловой, М.А. Сафроновой, Э.Ю. Чикиревой, Л.А. Ясюковой и др. Значимый вклад в осмысление проблемы внесли и зарубежные ученые: Дж. Брунер, У. Волраб, Г. Витцлак, Ю. Гутке, П. Линдсей, Д. Норман, Э. Торндайк и др.
..................
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВИДОВ, УРОВНЕЙ, СВОЙСТВ ОБУЧАЕМОСТИ
1.1 Обучаемость как психолого-педагогический феномен: научные подходы в отечественных и зарубежных исследованиях
У современных школьников есть возможность получения образования в разных типах организаций – школах, лицеях, гимназиях. Законодательство также позволяет организовать обучение в рамках семейного образования. Но какой бы способ ни был выбран, оценке подлежат учебные достижения, которые показывают результаты личностного развития школьника. Продвижение в освоении предметов во многом зависит от обучаемости, то есть «способности к овладению новыми знаниями, действиями, навыками, формами деятельности» [9, с. 90].
Вопросы обучаемости интересуют науку достаточно давно. Еще в 20-е годы прошлого века американский педагог и психолог Э. Торндайк занимался исследованием интеллекта: итогом его работы стал вывод об усвоении людьми содержания информации с различной степенью легкости, что позволило ввести в научный оборот термин «способность к учению». Группа американских ученых – психолог А. Бандура, специалист в области экспериментального анализа Дж. Доллард, специалист в области поведенческой психологии Н. Миллер ассоциировали обучаемость с врожденной способностью.
..........