Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Изучение памяти и её особенностей в подростковом возрасте
Введение
Актуальность исследования. Все, что происходит в нашей психике, в каком-то смысле в ней и остается. Иногда – навсегда. Остается как “след” прошедшего, его знак, шифр, образ. Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.
Память относится к психическим познавательным процессам. Она неоднократно становилась объектом изучения различных исследователей в психологической науке в силу той особенной важности, которую память приобретает в жизни человека. Память - это способность получать и хранить информацию о простых деталях и об абстрактных событиях. Процессами памяти являются различные способы сохранения информации, поскольку одновременно этот процесс разбирается с несколькими фактами, обеспечивает целостность нашей жизни. Без памяти жизненный опыт познавательного пути распался бы на мелкие фрагменты, созданные каждым мгновением жизни. Поэтому нужно знать, что память, как познавательный процесс, свойственна только разумным существам, и что им является способность не только усваивать информацию, но и своевременно использовать факты с целью кластеризации.
................
Глава 1. Теоретические аспекты изучения памяти и её особенностей в подростковом возрасте
1.1Характеристика памяти человека как психического процесса: определение понятия, теории, виды и процессы памяти
Мир психических явлений человека сложный. В его основе лежат психические процессы, свойства, состояния, обеспечивающие отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. Важное значение при этом имеют познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.
Великий русский физиолог и психолог И.М. Сеченов писал, что память - это краеугольный камень психического развития ребенка. Благодаря памяти ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без памяти немыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведе¬ния и определенной системы отношений к окружающему миру [28,c.332].
Изучение памяти началось «на заре» становления психологии как науки - в 80- х годах ХIХ века. У истоков экспериментального исследования памяти стоял немецкий психолог Г. Эббингауз. В отечественной психологии огромный вклад в изучение процессов памяти, её видов, закономерностей развития в онтогенезе внесли такие выдающиеся ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.
......