Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психологическая культура одаренных старшеклассников (1 глава)
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Общетеоретические подходы к понятию «психологическая культура», его структуре
Психологическая культура во многом связана с личностной сферой и поэтому затрагивает эмоции, поведение, произвольность, коммуникацию, т.е. иллюстрирует особенности межличностного взаимодействия и внутриличностного равновесия. Она определяется в трех направлениях: 1. как синтез представлений индивида об окружающем мире, его собственных чертах и свойствах, собственной нише в мире и обществе; 2. как синтез умений человека познавать и анализировать коммуникативное взаимодействие; 3. как синтез навыков по саморефлексии, которая помогает человеку соизмерять свое поведение с внешними ситуациями. Поэтому психологическая культура представляет совокупность всех психологических навыков и умений личности и какой-либо группы индивидов; эти навыки отражают умение человека верно оценивать специфику психологической реальности.
................................................
1.2 Психологическая сущность феномена одаренности
Развитие способностей человека претерпевает с течением времени определенные изменения, которые могут привести к повышению интеллектуально-познавательного и культурного уровня. Однако с целью более детального раскрытия сущности феномена одаренности, обратимся вначале к понятия задатков. Это природная основа личности человека, задатки есть у каждого индивида и являются самым первым компонентом всех условий дальнейшего личностного роста. Что касается одаренности, то этот уровень развития человека отражает уже не внутренние (наследованные) возможности психики, а результат самостоятельной работы. При этом важно отметить, что внутренние возможности человека всегда являются основой для внешних изменений и саморазвития.
...................................
1.3. Проявление одаренности у старшеклассников и подходы к ее социальной реализации
Специфические особенности одаренных детей старшего школьного возраста в специальной литературе описаны довольно подробно (Ю.З. Гильбух, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А. И. Савенков, К. Тэкэкс, Л. Холлингуорт, В.С. Юркевич). Одним из важных отличий одаренных считают несбалансированность развития: опережение сверстников в интеллектуально-творческом плане часто может сочетаться у них со средним уровнем психосоциального или физического развития.
И.А. Зимняя выявляет основные характеристики одаренных старшеклассников, отличающие их от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития одаренные старшеклассники проходят период интенсивной социализации, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Нельзя обойти вниманием особенности нервной системы и мышления. Первая становится более лабильной, благодаря чему может приспосабливаться к разным ситуациям, переменам. По сути, такая подвижность нервной системы обеспечивает относительную защищенность от влияния негативных внешних обстоятельств (к примеру, возникающих споров с родителями, ссор с друзьями) и в дальнейшем может стать хорошей основой для общего поведенческого спокойствия
..........................
1.4. Психологическая культура в старшем школьном возрасте
Психологическая культура, не принадлежа конкретному сообществу, до сих пор складывается стихийно. Ее отличает аморфность, нерасчлененность и неосознанность. Задача формирования психологической культуры подрастающего поколения не может быть решена без развития индивидуальной психологической культуры взрослых, родителей, воспитателей, учителей и самих психологов. Индивидуальный психологический подход к личности детей во многих образовательных учреждениях продолжает оставаться нереализованным. Детей по-прежнему обучают множеству научных сведений, не развивая при этом главного – общей культуры личности, культуры нравственной, эстетической, психологической, познавательной и физической. Наличие у человека такой культуры помогает сохранить конструктивное движение вперед, развитие личности. Далеко не все взрослые и дети обладают такой культурой, им требуется помощь в реализации их скрытого культурно-психологического потенциала. К культурно-психологическим стремлениям можно отнести побуждения к самопознанию, организацию самовоспитания, развитие психической саморегуляции, творческих способностей, навыков общения, тренировку процессов внимания, памяти и мышления. Психологическая культура старшеклассника помогает ему создавать реалистичную Я-концепцию, находить свой жизненный путь, организовать свою деятельность, успешно преодолевать стрессогенные ситуации
. ....................