Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Логопедическая работа по формированию темпо-ритмической организации речи у дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашей работы обусловлена значительным распространением проблемы заикания среди детей дошкольного возраста. По данным мировой и отечественной статистики, количество детей с речевыми нарушениями ежегодно увеличивается. По данным В.И. Селиверстова, заиканием страдают около 2% детей и до 1,5 % взрослых. В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема поиска новых путей оказания коррекционной помощи детям с нарушениями речевого развития. Данной проблемой занимаются такие ученые как: А.Н. Корнев, В.В. Тарасун, Г.В. Чиркина, Н.В. Чередниченко и др.
По определению Р.Е. Левиной и М.Е. Хватцева, заикание выступает одним из наиболее труднопреодолимых нарушений речи, характеризующимся нарушением темпа, ритма, плавности экспрессивной речи, обусловленным судорожным состоянием мышц артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, И.А. Поварова отмечают также, что для заикания характерно преобладание нарушений коммуникативной функции. Нарушение в развитии речи заикающегося ребенка существенно влияет на эффективность процесса его социализации.
Наряду с разнообразными точками зрения на проблему заикания, большинство исследователей отмечают помимо собственно речевой судорожности, наличие выраженной неречевой симптоматики, проявляющейся на психофизиологическом уровне, чем объясняется сложная структура дефекта при заикании. В настоящее время в литературе накоплено большое количество исследований, в которых подчеркивается связь самого дефекта речи и личности заикающегося, а также описывается целый ряд личностных расстройств данного контингента пациентов.
.............
Глава I Теоретический анализ литературы по проблеме формирования темпо-ритмической организации речи у дошкольников
1.1. Закономерности развития темпо-ритмической организации речи у детей
Ритм речи относится к наиболее сложным видам ритмической активности организма, участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга – восприятии, порождении и воспроизведении речи, которая представляет собой одну из наиболее сложно организованных психофизиологических систем человеческого организма.
Строго в лингвистическом понимании речевой ритм обозначается Л.В. Златоустовой [20, c. 109-114], Г.Н. Ивановой-Лукьяновой [21], Н.В. Черемисиной [54] и др. как временная структура, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т.п. Согласно В.В. Потапову [40], ритм речи является способом актуализации речевой материи, которая характеризуется повторяемостью иерархически сопряженных элементов (звуков, слогов, ритмических структур, синтагм) и их соответствующей фонетической экспликацией.
Биологический компонент речевого ритма включает в себя координированную моторику трех основных подсистем речи – дыхания, голоса и артикуляции. Как считает Д. Аберкромби [1, c. 6-34], в результате координации разных форм организации дыхания в процессе речи возникает два типа периодичности речевого ритма, лежащих в основе акцентной (например, русский, английский, немецкий и другие языки) или слоговой, силлабической, системы (например, испанский, французский, финский и другие языки) языка.
.....