Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Педагогическое сопровождение познавательного развития старших дошкольников посредством мультимедиа технологий
ВВЕДЕНИЕ
Современная действительность отличается интенсивным использованием информационных технологий, которые становятся неотъемлемой частью жизни каждого человека, средством динамического социокультурного развития, перспективными механизмами проектирования реальности XXI века. Изменения в сфере информационных технологий значительно опережают темпы смены поколений. В результате, общество нуждается в том, чтобы его представители были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому. Это предъявляет существенные требования к образованию, которое должно быть ориентировано на формирование особого типа мышления, характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению к новому, рефлексивностью и критичностью, умением видеть мир и объекты всесторонне в их вариативной и сложной взаимосвязи, способностью быстро находить наиболее эффективные варианты решения разных задач и проблем (Апатова Н.В., Башмаков А.И., Гершунский Б.С., Ляудис В.Я., Машбиц Е.И., Осин А.В.).
Дошкольное образование, являясь первым звеном непрерывного образования, требует в данном контексте пересмотра своего содержания, целей и задач, методов и форм работы с детьми, среди которых новые компьютерные технологии должны становиться одним из средств познания и развития (Новоселова С.Л., Пашилите И.Ю.). Познавательное развитие детей дошкольного возраста всегда рассматривалось отечественной наукой в качестве одного из стержневых направлений в системе дошкольного образования. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности (работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурии и др.)
..............
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Особенности познавательного развития старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Проблема изучения природы и специфики познания, как комплексная научная проблема, является объектом пристального внимания целого ряда дисциплин гуманитарного цикла:
1) гносеологии (теории познания) – фундаментальные труды И. Канта, Р. Декарта, Д. Юма, Э. Маха, Э. Гуссерля, К. Лоренца, М. Полани и др.;
2) психологии – исследования Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, Дж. Брунера, А. Бине, А. Маслоу, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, А.Р. Лурии, З.М. Истоминой, В.А. Венгера и т.д.;
3) педагогики – работы К.Д. Ушинского, Л.В. Занкова, Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, Е.В. Коротаевой, И.С. Якиманской, Л.П. Аристова, Д.Б. Годовиковой, Т.М. Землянухиной, М.И. Лисиной, Р.А. Низамова, А.Н. Поддъяков, Т.И. Шамовой, Е.И. Щербаковой и др.
В философской науке познание традиционно принято определять как «высшую форму отражения объективной действительности»[7; 446c.]. Ведущее средство получения прочного и полезного знания – это интеллектуальная деятельность, оперирующая логическими понятиями, категориями, моделями; основным инструментом которой является вербальный язык, представляющий собой множество цепочек знаков, обозначающих абстрактные и конкретные понятия.
.........