Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Гегель. О культуре как процессе "Образование индивида"
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Определяя культуру в современном мире мы отмечаем необходимость исследования концептуальных основ философии в рассматриваемом направлении. Гегель заметил как-то, что животным не нужна философия, ибо они не мыслят, а человек мыслит. Это значит, что там, где нет мыслящего разума человека, находящегося в постоянном поиске и смятении его сознания, там не нужна и сама философия. Но, как отмечал Сократ, жизнь вне поиска недостойна быть прожитою для человека.
Образование не только очевидная, но фундаментальная тема гегелевской философии. Но в то же время Гегель, как правило, не затрагивает проблему методов или практики образования. Правда, иногда он обсуждает воспитание детей, критикует теорию образования Руссо, изложенную в «Эмиле», а также те проекты и выводы, которые вытекали из нее и воплощались в практике Я. Базедова и Я. Кампа. Будучи директором гимназии в Нюрнберге, Гегель в конце каждого года писал ежегодные послания, куда включал вопросы педагогической теории и учебных планов. Он предлагал к обсуждению острые проблемы военной подготовки, религиозного и естественнонаучного образования несмотря на то, что сам был горячим поклонником классического образования, основанного на изучении «греков и римлян».
Его поражает «совершенство и великолепие» литературных шедевров, которые должны стать «духовной купелью человечества».............
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КУЛЬТУРНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ИНДИВИДА В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ
1.1. Основные концепции процесса познания в философии Гегеля
Любая наука считается неполной и незавершенной до тех пор, пока в ней не будет сформулирована целостная и непротиворечивая картина мира. Картина мира - это не сам объект, взятый в его естественной и непосредственной форме, но модель объекта, которую формирует данная фундаментальная теория. Объект науки - сложное системное образование, которое мысленно расчленяется субъектом на подсистемы, представляющие собой предмет познания теории. Различные теории могут иметь один и тот же объект познания, но рассматривать его с разных сторон и своими специфическими методами, отличаться предметом своего анализа.
В зависимости от объекта и предмета познания картина мира может быть локальной, например, механистическая, электромагнитная, релятивистская, квантовомеханическая и т. д.; либо общая - физическая картина в целом. Между локальными и общей картиной мира данной теории существуют определенные правила переходов, регламентируемые общими принципами методологии науки, такими, например, как сформулированные Н. Бором принципы соответствия и дополнительности, принципы причинности и преемственности научного знания и др.
Картину мира можно также представить как целостное воспроизведение предмета в процессе восхождения теоретического познания от абстрактного к конкретному. Исходное начало теоретического познания - это еще общее и неопределенное суждение, абстракция; но в то же время оно противоречиво и потенциально основывается на определенных принципах. В общем виде эти принципы построения картины мира должны содержать в себе:
..