Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование художественно-эстетических представлений детей дошкольного возраста в контексте преемственности дошкольного и начального образования
Введение
Актуальность исследования. Проблема эстетического воспитания подрастающего поколения является одной из актуальных, поскольку, формируя свой идеал, каждый исторический этап развития общества или предъявляет свои новые требования, или модифицирует старые, переориентируя в оценках действительности человека.
Современный этап развития образования обусловливает необходимость развития полноценной творческой личности, которая способна преумножать накопленные поколениями духовные ценности. Особое значение в этой ситуации приобретает формирование у детей художественно-эстетических представлений с самого раннего возраста, когда закладываются основы нравственных и эстетических ценностей, формируются духовная и эмоциональная сферы ребенка, его «чувство гармонии» (Л.Н. Толстой). Такие ученые как Ю.Б. Борев, О.В. Дивненко, Б.Н. Неменский, А.Ф. Павловский и другие отмечают прямую зависимость нравственной воспитанности учащихся от уровня их эстетических ценностей и потребностей, влияние этических и эстетических идеалов на общий облик духовной и материальной культуры и деятельности людей.
Как составная часть духовной культуры личности эстетическая культура предполагает умение отличать прекрасное, благородное от безобразного и низменного не только в искусстве, но и в жизненных ситуациях. Именно этот аспект актуализирует проблему формирования эстетических представлений личности. Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и системе отношении к природе, сообществу и искусству. Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство. Поэтому одним из направлений эстетического воспитания является художественно-эстетическое воспитание.
............
Глава I. Теоретические основания формирования художественно-эстетических представлений детей в решении задач преемственности дошкольного и начального образования
1.1 Теоретическое обоснование художественно-эстетического воспитания младших школьников
Широкое понимание эстетического воспитания имеет в педагогике давнюю традицию. В первых постановлениях Советской власти о школе, в частности в декларации Государственной комиссии по просвещению (1918 г.), было сказано, что эстетическое воспитание не представляет собой преподавания «упрощенного детского искусства», под ним подразумевается «систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишённое этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель труда и науки» [38]. В этом плане понимали и решали задачу эстетического воспитания А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие деятели народного образования.
В «Программе единой трудовой школы» (1921 г.) говорится, что «эстетическое воспитание должно войти во всю жизнь школы, стать частью трудового воспитания, сочетаться с её научной работой» [21].
В 50-е годы предметная сфера эстетического воспитания была ограничена, а приоритетным направлением являлось воспитание искусством. Тем не менее, В.Н. Шацкая в книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства [41].
.......