Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Образование в Средневековой Европе
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время в России, Японии, США и ряде других стран мира разворачиваются очередные этапы реформирования образования. В связи с этим следует обратить внимание на ряд обстоятельств, свидетельствующих в пользу пристального и всестороннего изучения эволюции европейской науки и системы образования.
Особый интерес вызывает вопрос изучения развития образования в Средние века.
Эпоха Средневековья оставила большой объем информации о развитии школы, благодаря своему активному толчку в области образования того времени. Поэтому одной из актуальных проблем современной педагогики является глубокое изучение условий тогдашней образования и развития школы, для детального анализа их функционирования и выделения для педагогических наук эффективных условий, методов и средств обучения того времени, а также для изучения и сравнения условий и путей развития образования в истории педагогики.
Средневековье в нашем сознании ассоциируются, прежде всего, с тремя его институтами – Церковью, Империей и школой. Именно школа и университет были рождены Средневековьем.
..............
1. Типы воспитательных систем и школа в Средние века
В 476 г. под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата - точка отсчета европейского средневековья, которое завершилось в XVII в. В эту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школ и воспитания того времени. Первым - и едва ли не главным - фактором была христианская традиция, другим - влияние античной традиции (школьные программы, комментированное обучение, гуманистические идеалы воспитания). И, наконец, ментальность личности средневековой эпохи невозможно представить без варварской, дохристианской, традиции. В противоположность индивидуальному, интеллектуальному воспитанию она основывалась на концепции, что человека надлежит интегрировать в определенный клан. Влияние этой традиции хорошо ощущалось, особенно в эпоху раннего средневековья.
Вся средневековая система знаний основывалась на трудах четырех крупнейших просветителей раннего Средневековья: Марциана Капеллы, Боэция, Касиодора и Исиодора. В V веке Марциан Капелла написал трактат "О браке Филологии с Меркурием» - пособие всех наук, которые изучались в школах того времени. Боэций (480-528 гг.) создал наиболее полное для Средневековья изложение произведений Платона и Аристотеля. Трактат для изучения "семи свободных искусств "написал Касиодор (490-585 гг.), он способствовал распространению образования среди монахов. И если Боэция называют по типу мышления последним из римлян, то Касиодора - первым из схоластов. Исиодор (570-636 гг.) является автором энциклопедии "Этимология", которая была собранием всех знаний, достойных изучения (семь свободных искусств, медицина, законы и хронология, книги Библии, небесная и земная иерархия, этимология, человек, животные и птицы, мир и его части, физическая и политическая география и т. п.).
.........