Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Арт-терапия, как способ профилактики тревожности у детей
Введение
Арт-терапия, как способ профилактики тревожности у детей в условиях ДОУ представляется весьма актуальной в силу того, что по оценкам специалистов в настоящее время существенно возросло и имеет тенденцию к дальнейшему росту число тревожных детей. Данное обстоятельство, безусловно, вызывает тревогу как среди психологов и педагогов, так и среди медиков, социологов, общественных деятелей.
Развитие тревожности ребёнка, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством, неуверенностью, нарушением сна и аппетита весьма обеспокоены и родители детей, и педагоги, и психологи. Очевидно, что развитие тревожности является социальной проблемой. Поэтому обследования уровня тревожности детей дошкольного возраста, а также поиски оптимальных путей профилактики тревожности у детей в условиях ДОУ представляет важным.
Вопросами исследования причин возникновения и развития тревожности в дошкольном детстве занимались как отечественные, так и зарубежные психологи. Так, существенный вклад в изучение механизма развития детской тревожности внесли отечественные специалисты в области психологии Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. Существенное внимание проблемам возникновения тревожности у детей уделяли в своих работах американские учёные Альфред Адлер, Гарри Стэк Салливан.
Ряд учёных связывает возникновение тревожности с биологическими причинами, другие полагают, что тревожность имеет исключительно социальные корни. Современные исследования в области психологии и педагогики дошкольного воспитания и образования, в частности Л.И. Божович, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин и др. среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного возраста выделяют как биологические, таки социальные причины.
.............
Глава 1. Научно-теоретические основы профилактики тревожности у детей 5 – 6 лет
1.1 Психолого-педагогические характеристики детей 5 – 6 лет
Возраст 5 – 6 лет, в возрастной классификации именуемый, «старший дошкольный возраст» является чрезвычайно важным этапом развития человека, поскольку характеризуется интенсивным психическим развитием.
Прогрессивные изменения, в этом возрасте, происходят во всех сферах развития: происходит интенсивное физиологическое развитие, совершенствуются психофизиологические функции, возникают, активно формируются и развиваются сложные личностные новообразования.
Не случайно психологическим особенностям дошкольного возраста посвящены многочисленные исследования.
Так, уже во второй половине XIX-начале XX веков в отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературе появляется довольно обширный круг публикаций, посвященных исследованию различных аспектов психологии детей дошкольного возраста [9, C. 17].
Основные направления исследований психологических особенностей детей дошкольного возраста были обозначены в работах Л.С. Выготского, доказавшего, что проблему психического развития ребенка следует изучать «в контексте соотношения биологического и социального, естественного и исторического, природного и культурного» [11, С. 92].
По мнению специалистов, существенный вклад в исследование специфики психологического развития детей 5 – 6 лет внесли работы К.Д. Ушинского, А.П. Нечаева, Е.Н. Водовозовой, А. Бине, Дж. Селли, Ст. Холла, и др. [10, С.8].
Анализ исследований вышеперечисленных авторов позволяет выделить наиболее существенные психологические новообразования старшего дошкольного возраста и составить психологический портрет ребенка 5-6 лет, что чрезвычайно важно с точки зрения коррекции психического развития и профилактики отклонений в развитии.
........