Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психолого-педагогические условия формирования уверенности в процессе обучения у детей 6-7 лет
Введение
Актуальность исследования
На современном этапе, российская система школьного образования переживает качественно новый этап развития. В частности в на смену устаревшей парадигме образования с использованием учебно-дисциплинарной модели приходит модель личностно-ориентированная, предполагающая индивидуальный подход к обучающимся, а также отношение к детям, как к субъектам образовательного процесса – полноправным партнерам в обучении.
Перед современными педагогами стоит качественно новая задача перестроить педагогический и учебно-воспитательный процессы так, чтобы в социум выходили нравственные, высококультурные, эрудированные и социально активные граждане. Для таких граждан стремление и умение учиться должны стать основными качествами их личности. Ту же задачу ставит перед современными учителями федеральный государственный образовательный стандарт для начальной ступени обучения (ФГОС). Немаловажным фактором решения данной задачи выступает особый акцент на формировании у обучающихся уверенности в себе и своих силах.
Уверенность в себе и собственных возможностях является для ребенка одним из ключевых стимулов к активной деятельности, в том числе и учебной, то есть, является фактором, определяющим активность ребенка в учебном процессе, как субъекта, что напрямую влияет на результат обучения (Прангшвили Я. С., Володарская М. Н.,Наенко Н. И.).
Отсутствие уверенности в себе (неуверенность) у ребенка отрицательно сказывается на процессе и качестве его обучения. Это обусловлено тем, что неуверенный в себе ребенок, зачастую, не пытается самостоятельно приложить усилия к решению тех или иных учебных задач, либо требует постоянного одобрения каждого из своих действий со стороны взрослых –педагогов, родителей. (Котик М. А., Васильев И. А.).
..............
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования уверенности у детей 6-7 лет в процессе обучения
1.1. Уверенность как психолого-педагогическая категория в формировании личности ребенка
Уверенность в себе первоклассника можно рассматривать как особое свойство личности, формирующееся на основе положительного личного опыта ребенка, его реальных успехов, что обеспечивает преобладание у ребенка позитивного эмоционального тонуса и открывает его способность открыто и свободно выражать свои чувства, выдвигать собственные идеи, цели, притязания, активно добиваясь их реализации в деятельности, общении и взаимодействии с социальным окружением. Следует отметить, что уверенность – это умонастроение и привычка, которую можно развить вне зависимости от внешних обстоятельств, потому что это внутреннее состояние [8,38].
На современном этапе для характеристики личности ребенка используется такое понятие, как социальная уверенность, которое интегрирует: доверие ребенка к себе, самоутверждение, вера в себя, социальные навыки, способность к творчеству и интеграции личности. Социальная уверенность обеспечивает адекватное отношение ребенка к позитивным и негативным жизненным ситуациям, его адекватное восприятие своих успехов и неудач [12,56].
Социальная уверенность представляет собой осознанный способ гармоничного взаимодействия ребенка с самим собой, людьми, окружающим миром, который применяется на основе освоения своего позитивного социального опыта. В основе уверенности лежит положительная «Я-концепция», возникающая у ребенка в процессе социального взаимодействия как результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.
.............