Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие морфологического компонента речи у старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей воз-можность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОО и семье. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе – свое-временная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя. В совершенствовании речевой деятельности детей при подготовке их к школе формированию грамматически правильного строя речи должно отводиться значительное место. В школе, в первом классе в частности, грамматические навыки, обретенные ребенком в детском саду, и его речевой опыт будут первой опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. Ребенок, не усвоивший эмпирически грамматических законов языка в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения, аграмматизмы в устной речи повлекут за собой специфические ошибки в письменной речи. Так, при изучении предложения, например, он будет оперировать формальными признаками, не осознавая интонационных и смысловых.
Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребёнок не сможет, не овладев грамматическим строем речи. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. У детей, усваивающих грамматические категории на практическом уровне, формируется и мышление. Отсюда следует, что каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение.
............
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Формирование грамматического строя речи как одна из
задач развития речи дошкольников
Формирование речи детей в дошкольные годы одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов и лингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на реализации, анализе и обобщении явлений языка и речи [1, С. 256].
Формирование грамматического строя является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и выполняет ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей [1, С. 6].
Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем. Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных. Её целью является формирование грамматически правильной речи. В педагогическом энциклопедическом словаре понятие «речь» трактуется как форма общения (коммуникации) людей посредством языка [3, С. 240]. В ряду проблем речевого развития дошкольника стоит формирование грамматического строя [1, С. 4].
Грамматика русского языка обширная наука. Именно через нее ребенок учится правильно говорить. Интерес известных исследователей педагогики, лингвистики и психологии к детской грамматике понятен, ибо чудо постижения ребенком системных связей языка наглядное свидетельство его природной одаренности, лингвистической гениальности [1, С. 253].
........