Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Система работы по изучению омонимов и многозначных слов на уроках русского языка в 5-6 классах
Введение
Актуальность. Принцип взаимосвязного изучения в школе разных сторон языка обусловлен самой сущностью языка как целостного явления. В лингвистической литературе (В.В.Виноградов, А.Н.Гвоздев, Е.М.Галкина-Федорук, В.И.Кодухов, А.А.Реформатский, Б.А.Серебренников, Н.М.Шанский и др.) подчеркивается, что язык выполняет функцию средства общения при условии взаимодействия всех его подсистем, или всех его структурных ярусов. В методических исследованиях (П.О.Афанасьев, И.Н. Шапошников, Н.П. Каноныкин, Н.А. Костин, С.П. Редозубов, Н.С.Рождественский, Н.А.Щербакова, М.Л. Закожурников, Н.Н. Щепетова, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов и др.) находит дальнейшую реализацию идея изучения языка как целостного явления.
Необходимо отметить, что сущность развития речи школьников заключается в процессе овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей. ...............
Глава 1. Теоретические основы изучения омонимов и многозначных слов на уроках русского языка в 5-6 классах
1.1. Омонимы и многозначные слова как пласт лексики
Проблемы, вытекающие из феномена многозначности слов, актуальны для многих исследований в области лингвистики. Пристальное внимание к феномену полисемии представляется закономерным, поскольку она является неотъемлемой частью естественных языков и их конститутивным свойством. Рассмотрим сначала понятие многозначности слова. Многозначность — наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова [3, с. 76].
Следует отметить, что многозначность и полисемия не всегда рассматриваются как абсолютно синонимичные представления. Большинство словарей лингвистических терминов действительно дают определение многозначности как равное полисемии (см. Словарь лингвистических терминов Ахмановой О. С., Словарь-справочник лингвистических терминов Розенталя Д. Э.). Однако ближайшее рассмотрение этого феномена помогает выявить у него новые оттенки значения, и, следовательно, либо разграничить уже существующие понятия, либо создать новые. Так, есть тенденция считать многозначность более широким термином, предполагающим существование нескольких значений у любой единицы (как то: словосочетания, выражения или даже высказывания).
.............