Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развивающие игры как средство развития мотивационной готовности к школьному обучению
Введение
Актуальность темы работы обусловлена высокой важностью младшего школьного возраста как этапа, на котором происходит формирование эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности, определяющих её дальнейшее развитие. Знание особенностей развития этих сфер позволит взрослым, педагогам, психологам, во-первых, эффективно организовать учебно-воспитательный процесс, отследить развитие личности младшего школьника.
Ценность личности являющейся высшей интегративной, целостной психологической структурой, где эмоциональная, волевая и мотивационная сферы взаимодействуют друг с другом в процессе развития, крайне велика.
Множество психологических работ посвящено проблематике изучения личности младшего школьника (Т. В. Андрущенко, А. В.Захарова, Н. В. Карабекова, Г. И. Катрич, В. Н. Лозоцева и др.).
Исследования, проведенные Л. И. Божович, В. А. Иванниковым, Е. П. Ильиным, В. К. Котырло, М. В. Матюхиной, А. К. Марковой, В. И. Селивановым демонстрируют взаимосвязь развития воли и мотивации младших школьников.
............
1. Общая психологическая характеристика дошкольного возраста.
Центральной особенностью дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Л.С. Выготский, который считал развитие произвольности одной из важнейших характеристик дошкольного возраста, связывал это с появлением высших психических функций (ВПФ) и развитием знаковой функции сознания. Он разработал схему формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.
Эта регуляция связана с опосредованным характером ВПФ, причем опосредуются они знаком или стимулом-средством, создающим дополнительную связь между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной).
Если стимул-средство, может быть изобретен самим ребенком, знаки могут только приобретаться ими в ходе общения со взрослыми. Таким образом, знак появляется вначале во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания, т.е. каждая высшая психическая функция проявляется дважды; один раз как внешняя, интерпсихическая, а второй — как внутренняя, интрапсихическая.
.............