Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Идеи народности воспитания в педагогической деятельности Л.Н Толстого
ВВЕДЕНИЕ
Вся многотысячелетняя история России свидетельствует о том, что воспитанию подрастающего поколения всегда уделяли большое влияние. Подготовка к жизни в русском мире требовала неимоверного напряжения физических сил, полной самоотдачи.
Одновременно присутствовала постоянная забота каждого обо всех сородичах своего рода-племени. Это было определяющим условием выживания славянского этноса. Необходима была некая связывающая сила, которая бы определяла не просто развитие русского сообщества, но и его духовное восхождение.
Этой силой стала выступать нравственность, которая со временем стала тем основанием, на котором строилась великая русская культура и цивилизация.
Л.Н. Толстой подчеркивал значимость учета народного компонента в процессе образования, необходимость учителей транслировать родную культуру, самим горячо любить ее, быть знатоками родной культуры и языка. Он уделил большое внимание педагогике взаимодействия культур, постулировал, что люди от природы равны, подчеркивал важности правильного соотношения национального и общечеловеческого в образовании. Он предлагал активное использование педагогического потенциала фольклора, народного эпоса в воспитательном процессе.
.............
1. ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕИ НАРОДНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Начиная от родоплеменного сообщества Древней Руси, подготовка детей, подростков и юношества к жизни и трудовой деятельности начиналась с воспитания. Ребёнок включался в детально продуманную систему социального воспитания, где его каждый шаг был обусловлен нравственным кодексом русского сообщества, который выражался в народных традициях, этнических нормах и стереотипах поведения, ритуалах, сказаниях, пословицах и поговорках, живым примером всех членов сообщества.
Главным механизмом, определяющим качество воспитания подрастающего поколения, выступала социокультурная среда рода-племени, которая вполне органично принимала каждого ребёнка и вела его по ступеням взросления, поощряла и наказывала, воспитывала и за щищала, приучала к труду, прививала уважение к старшим, учила подчинять личностное общественным интересам, духовно и нравственно укрепляла.
Шёл бесконечный во времени процесс формирования системы отношений русского человека к себе, окружающим людям, природе, Богу. При этом параллельно шёл процесс творения национальной идеи, заключающей в себе особую духовную миссию русского народа. Уже в XV веке она ясно проявились в высказываниях московского митрополита Зосимы (1492 г.), а в начале XVI века идея «третьего Рима» была провозглашена старцем Филофеем. Вся мысль старца выразилась в необходимости верховенства духовной власти над властью светской .
......