Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Коррекционно-развивающее значение наглядности при обучении учащихся с умственной отсталостью
Введение
На современном этапе в России осуществляется система модернизации специального образования. Основы усовершенствования содержания образования нашли свое отображение в Государственных программах, законодательных актах (письмах, постановлениях и приказах Минобразования и Правительства РФ) «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в Единой концепции Специального Государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями. Методы и приёмы обучения умственно отсталых детей разрабатываются специальной педагогикой в течение многих лет, однако существующие проблемы до настоящего времени решены не в полной мере.
В этом контексте актуальной считается также проблема, связанная с коррекционно-развивающим обучением умственно отсталых детей, с развитием их саморегуляции в учебной деятельности. Процесс обучения таких детей предполагает использование педагогом, а также оснащение учебных кабинетов различными материальными объектами, являющимися носителями учебной информации и инструментами деятельности учителя и учащихся.
В психолого-педагогической литературе вопрос коррекционно-развивающего обучения умственно отсталых детей основательно представлен в исследованиях зарубежных и отечественных ученых. Определены основные направления обучения детей данной категории, выделены трудности в освоении содержания школьных предметов и очерчены пути усовершенствования учебного процесса (В. Бондар, В. Воронкова, М. Гнездилов, Г. Дульнев, И. Еременко, Г. Мерсиянова, С. Мирский, В. Петрова, Б. Пинский, В. Синев, О. Хохлина и др).
................
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ НАГЛЯДНОСТИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
1.1. Проблема использования наглядных средств обучения в психолого-педагогической литературе
Результаты теоретического анализа проблемы использования наглядности в корректирующем обучении убеждают, что в пределах психолого-педагогических исследований наглядность рассматривалась как чувственно-конкретная форма учебного процесса, как важнейшее условие, обеспечивающее формирование у учащихся всех форм мышления, воображения, развитие речи, является источником получения объективных научных знаний об окружающей действительности (К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, А.И. Зильбергштейн и др.).
Великий чешский педагог Я.А. Коменский, установивший «золотое правило» дидактики, считал наглядность главным методом обучения и сделал попытку дать наглядному методу психологическое обоснование.
Никто так глубоко и всесторонне не разрабатывал проблемы наглядного обучения, как это сделал К.Д.Ушинский, который внёс много нового в теоретическую разработку и применение принципа наглядности.
К.Д. Ушинский рассматривал наглядность в тесном единстве с развитием речи детей. Он считал, что наглядное обучение нужно выделять отдельным предметом до тех пор, пока дети не научатся читать, а затем слить его с объяснительным чтением. «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит свободно, непринуждённо» [9, с. 123].
........