Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Доверие в межличностных отношениях детей дошкольного возраста
Введение
Актуальность исследования. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, делают особо актуальным проблему развития и воспитания у детей с дошкольного детства гуманного, доверительного отношения к «другому», выявления уровня становления и проявления на каждой возрастной стадии развития ребенка нравственных качеств личности.
Понятие «доверительное отношение», все чаще используемое в психологии, с нашей точки зрения, не означает особый тип отношения человека. Оно скорее выступает как качественная характеристика его системы жизненных отношений, определяющая степень активности и меру взаимодействия человека с миром, с самим собой и другими людьми. Отдельной проблемой науки становится психологическое благополучие человека в процессе жизнетворчества. Сердцевину данной проблемысоставляет проблема доверия и доверительных отношений. В исследованиях И.В. Антоненко, Н.Б. Астаниной, И.В. Балуцкого, О.В. Голубь, В.А. Дорофеева, Т.П. Скрипкиной, Н.С. Колиенко, Н.С. Крамаренко, А.Б. Купрейченко, С.П. Табхаровой, О.Г. Фатхи и других ученых отмечается особое значение феноменов доверия к себе, к миру, к другим людям.
..........
Глава I. Теоретические основы исследования доверия в межличностных отношениях детей дошкольного возраста
1.1. Доверие как компонент межличностных отношений: психологическая характеристика
Проблема доверия человеком самому себе и окружающим людям поднимается в традиционных направлениях зарубежной психологии: психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическая и экзистенциальная психология. Доверию отводится значительная роль в психокоррекционных практиках и психотерапевтических процедурах.
Спсихоаналитической позиции, управление над человеком и его поведением берут бессознательные инстинкты, тем самым человек изначально лишен доверия к себе. А. Адлер,затрагивая проблему общности с другими людьми, указывает на то, что «истинным источником неврозов является неумение быть искренним с другими людьми и сотрудничать с ними» [12, с. 51].
Проблему недоверия поднимает К. Хорни в контексте взаимоотношений между полами, указывая причину его формирования, – атмосфера подозрительности, возникающая из-за страха потерять контроль над собой, которая вытекает в конфликт между самоотдачей и самосохранением во взаимоотношениях. Определения феномену недоверия К. Хорни не дает [14]
В рамках современного социального психоанализа Д. Бразерс поднимает проблему умения доверять другим людям, которое является основой взаимодействия с ними и формируется в детстве на основе опыта общения с людьми. Умение доверять другим служит базисом для формирования и развития самодоверия, что является условием психологического благополучия человека.
Впервые выделяет доверие как отдельный, самостоятельный феномен для психологического анализа Э. Эриксон. Автор рассматривает базовое доверие к миру как установку, определяющую отношение к миру, которая формируется на ранних этапах онтогенеза в процессе становления идентичности. .........