Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Правовой режим имущества государственных и муниципальных учреждений
Введение
Актуальность темы. В современном российском правопорядке статус юридических лиц - самостоятельных субъектов гражданского права - в ряде случаев признается за организациями, не являющимися собственниками своего имущества. Речь при этом идет главным образом о юридических лицах в организационно-правовых формах государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений, численность которых в настоящее время измеряется десятками тысяч. Между тем давно известно, что участники товарно-денежных (имущественных) отношений, регулируемых гражданским правом, должны быть товаровладельцами, т.е. собственниками своего имущества, иначе их взаимоотношения не составят нормальный товарообмен, существующий в юридической форме гражданского оборота. Об этом свидетельствует и опыт высокоразвитых западноевропейских правопорядков, в которых отсутствуют юридические лица - несобственники (тем более в таком количестве).
Учреждения создаются публично-территориальными образованиями для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера - так гласят положения гражданского законодательства, в системе координат которого правовое положение данных организаций не имеет и, видимо, не должно иметь принципиальных различий в сравнении со статусом частных учреждений. По крайней мере такие различия (к примеру, в части ограничения имущественной ответственности) воспринимаются цивилистами как негативные.
.............
Глава 1. Понятие и виды государственных и муниципальных учреждений
1.1. Учреждение как организационно-правовая форма юридического лица
Несмотря на простоту формулировок действующей редакции ст. 123.21 ГК РФ («Учреждения»), вопрос гражданско-правового статуса государственных и муниципальных учреждений как и ранее, так и сейчас вызывает множество определенных проблем на практике и дискуссий в науке.
Стоит напомнить, что первоначально ст. 13 ГК РСФСР 1922 рассматривала учреждения как разновидность юридических лиц, противопоставляемую объединениям лиц (т.е. корпорациям), иначе говоря, как обобщенное понятие унитарного юридического лица (в этом смысле учреждением мог считаться и фонд, поскольку такого вида юридических лиц ГК РСФСР не признавал), притом не являющегося коммерческим предприятием. В этом же смысле ст. 15 ГК РСФСР говорила о «частных учреждениях с правами юридических лиц», относя к ним организации исключительно некоммерческого характера, «как-то: больницы, музеи, учебные учреждения, публичные библиотеки и т.д.».
Однако частные учреждения в таком традиционном статусе достаточно быстро исчезли в связи с резко усилившимся по окончании нэпа огосударствлением не только экономической, но и социальной жизни. Их место заняли многочисленные бюджетные (госбюджетные) учреждения - государственные организации, имевшие право на совершение лишь строго определенных гражданско-правовых сделок, необходимых для исполнения возложенных на них задач, и финансируемые из соответствующего бюджета. К ним относились, во-первых, органы публичной власти (министерства, ведомства, местные Советы депутатов и (или) их исполкомы и т.п.); во-вторых, различные государственные организации социально-культурной сферы (научные и учебные заведения, больницы, музеи и т.д.).
.............