Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формы контроля знаний и умений школьников на уроках физики в средней школе
Введение
Актуальность темы исследования. Смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную предопределяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные, или метапредметные умения (и стоящие за ними компетенции). Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Все эти особенности ФГОС требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учи теля и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становиться обеспечение контроля над формированием и развитием универсальных учебных действий.
............
Глава I. Теоретические аспекты организации контроля знаний и умений школьников на уроках физики
1.1. Основные функции и принципы проверки знаний и умений в образовательном процессе
Традиционный контроль, прежде всего, связан с именем И.Ф. Гербарта, который обосновал традиционную систему обучения. Целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем, Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность. Контроль должен носить воспитывающий характер, связывать с развитием чувств, воли, с тем, что сегодня называют мотивационно-потребностной сферой личности.
Для достижения указанных целей, процесс контроля должен строиться по четырем формальным ступеням, которые определяют его структуру:
- Выделение материала и углубленное его рассмотрение.
- Обнаружение выводов, формулировка понятий, законов.
- Понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.
- Связь нового материала с прошлыми занятиями.
Относительно понятия «контроль» в учебном процессе можно выделить следующие точки зрения: одни специалисты (Е.К. Артищева, М.М. Балашов, Л.Я. Жогло, А.В. Захарова, А.К. Маркова, О.В. Оноприенко, И.П. Подласый и др.) рассматривают контроль как средство организации, регуляции совместной и индивидуальной деятельности учащихся, направленное на выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых; другие рассматривают и изучают контроль как действие, направленное на обнаружение недостатков, пробелов и ошибок.
.......