Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме 20 вопросов по курсу: Конкурентоспособность российского высшего образования.
Экономические аспекты
Образовательная услуга. Особенности образовательной услуги как категории рыночного предложения. Конкурентоспособность образовательной услуги.
Образовательная услуга обладает рядом характерных особенностей, которые оказывают непосредственное воздействие на процесс формирования комплекса образовательных услуг. Категория «образовательная услуга» в экономической литературе имеет различные трактовки.
Основное и наиболее распространенное определение рассматривает «образовательную услугу» как совокупность знаний, умений и навыков и информации, которые используются для удовлетворения многообразных потребностей человека, общества и государства. С другой стороны, образовательную услугу отделяет совокупность знаний, умений и навыков учащегося от образовательных услуг, подразумевая под ними совокупность продукта труда преподавателя.
Образовательные услуги обладают специфическими, динамическими, конкретными качественными характеристиками и не поддаются непосредственному денежному измерению, здесь цепочка обменных операций ограничена, поскольку, как правило, образовательные услуги нельзя перепродавать.
Полезность услуг образования специфична, она проявляется лишь спустя определенное время и её практически невозможно измерить только с помощью количественных показателей. Вот почему потребители платят в большинстве случаев за процесс обучения, а не за потребление каждой отдельной его единицы.
Показательно, что образовательные услуги действительно обладают определенной спецификой по сравнению со многими другими видами услуг. Они состоит в том, что последствия от потребления образовательных услуг оказываются благом не только для непосредственного потребителя (повышая уровень и качество его человеческого капитала), но и для экономики и общества в целом. Экономика, в которой работники имеют высокий уровень образования (квалификации), соответствующий используемым в ней технологиям, обладает очевидными преимуществами перед экономикой,
Образовательные услуги, представляют собой типичное доверительное благо. Действительно, их качество, проявляющееся в изменившемся уровне знаний, умений и навыков учащегося, может быть реально оценено экономически только на рынке труда - в форме того дохода, который будет получен работником после занятия того или иного рабочего места. При этом низкая величина дохода (ниже, чем ожидал учащийся, принимая решение о при обретении тех или иных образовательных услуг) может определяться как низким качеством этих услуг, так и множеством других причин, начиная от общей конъюнктуры рынка (например, вступлением на рынок труда в условиях спада или стагнации экономики) и кончая сугубо личностными характеристиками работника, не связанными с его квалификацией, однако препятствующими его найму на адекватную работу.
Очевидно, принимая решение о приобретении определенных услуг образования, потребитель в силу своей ограниченной рациональности не в состоянии надежно прогнозировать ситуацию на рынке труда. Поэтому его ожидания относительно качества получаемых образовательных услуг оказываются неизбежно размытыми и он не может точно определить для себя, какое именно знание он хотел бы получить, особенно если речь идёт о достаточно долгосрочном участии в образовательном процессе, то есть о получении общего или профессионального образования. В случае же выбора краткосрочных курсов повышения квалификации или переподготовки уровень неопределенности, разумеется, существенно ниже: потребитель точно знает, какие именно знания ему нужны, и неопределенность остается лишь по отношению к субъекту оказания образовательной услуги.
Образовательные услуги, являясь одним из видов услуг, обладают всеми их характеристиками - им присуща неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость портфеля услуг, варьируемость качества одной и той же услуги, невозможность хранения, сезонность предложения (основной прием в образовательное учреждение осуществляется летом), комплектность услуг - предложение не одной, а портфеля услуг, достаточно высокая степень риска потребителей (в процессе обучения цены могут возрастать, а качество услуг окажется невысоким) и поставщиков услуг (объявленные специальности могут оказаться невостребованными), государственное регулирование (даже более жесткое по сравнению с услугами вообще).
Характерная черта образовательной услуги - конкурсный характер представления. Большинство вузов предоставляют образование на конкурсной основе, т.е. потребителю, желающему воспользоваться услугами вуза, таковые будут оказаны, только если он обладает определенными знаниями, умениями и навыками, наличие которых осуществляется при помощи тестов, экзаменов или собеседований. Особенно наглядно этот признак проявляется в государственных вузах, но и значительная часть частных также устанавливает определенные барьеры для отсеивания людей, которые, с их точки зрения, не могут получить качественные образовательные услуги.