Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Проявление лидерских качеств в младшем школьном возрасте
Введение
Актуальность исследования. С начала ХХI века проблема лидерства вызывает к себе особое внимание. Быстро меняющееся общество стимулирует социальный заказ на человека, быстро реагирующего на происходящие изменения, анализирующего информацию и на ее основе прогнозирующего дальнейший ход событий, принимающего адекватные решения и действующего согласно им. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном этапе. Семья, друзья со двора, коллектив школьного класса – и другие группы, с которыми общается ребенок - выступают важным «условием» развития личности каждого ребенка. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности. Следовательно, для каждого ребенка его отношения с окружающими людьми являются очень важным фактором личностного развития. Причем большую роль играют как отношения с отдельными людьми, так и ощущение ребенка от своего положения в группе.
...................
Глава 1. Теоретическое исследование проявления лидерских качеств в младшем школьном возрасте
1.1. Характеристика понятия, сущность и теории лидерства
Лидерство – это процесс, посредством которого один из членов группы (ее лидер) оказывает влияние на других членов группы для достижения определенных целей группы [28, с.428].
Лидером же называют человека, за которым другие члены коллектива признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие характер группы [28, с.250]. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. То есть лидер – это элемент упорядочивания системы людей
Тема лидерства является составной частью социальной психологии с первых дней ее существования, а в 80-х годах XX в. ею заинтересовались и специалисты из смежных областей ? индустриальной / организационной психологии и организационного поведения, социологических и экономических дисциплин [21, с.129]. К настоящему времени психологи выделяют несколько основных теоретических подходов в понимании происхождения лидерства. Среди них в первую очередь можно выделить подходы с опорой на личные качества лидера. Это – теория черт, а также поведенческий и ситуационный подходы.
Теория черт, или "харизматическая теория" исходит из исследований английского психолога и антрополога Френсиса Гальтона (1822–1911), пытавшегося объяснить лидерство на основе наследственности, а также из положений немецкой психологии конца XIX – начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. ...........