Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Контрольная работа по логике (вариант 26)
ВАРИАНТ 26
1. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов неко¬торое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте опреде¬ление каждому термину). Изобразите с помощью круго¬вой схемы отношения между объемами полученных по¬нятий. Назовите отношения, в которых попарно состоят эти понятия, и обоснуйте, почему в каждом случае име¬ет место именно такое, а не другое отношение.
А — правильное умозаключение, В — умозаключение, все посылки и заключение которого истинны, С – умозак¬лючение, все посылки и заключение которого ложны, D – умозаключение, все посылки которого истинны, а за¬ключение ложно, Е — умозаключение, все посылки ко¬торого ложны, а заключение истинно.
2. Сопоставьте указанному термину некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение терми¬ну). Произведите какие-либо обобщения и ограничения данного понятия. Опишите использованный вами спо¬соб выполнения этих операций. Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами получен¬ных понятий.
3. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов неко¬торое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте опреде¬ление каждому термину). Установите, правильно ли произведено деление понятия, сопоставленного тому термину, к которому относится глагол «делиться». Для каждого правила деления обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами делимого понятия и членов деления.
4. Установите, правильно ли дано определение термину. Для каждого правила определения обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношение между множеством предме¬тов, обозначаемых данным термином, и объемом поня¬тия, содержанием которого является определяющая (правая) часть данного определения.
Логическая независимость – это отношение между дву¬мя такими суждениями, которые, если они простые ка¬тегорические суждения, не имеют общих терминов, а если они сложные суждения, не имеют общих пропози¬циональных переменных.
5. Установите отношение между простыми суждениями А и В при помощи таблицы истинности. К какому типу относится непосредственное умозаключение, посылкой которого является А, а заключением - В? Исходя из ус¬тановленного отношения обоснуйте правильность или неправильность такого умозаключения.
А – Некоторые суждения не имеют логической формы. В — Все, что имеет логическую форму, является сужде¬нием.
6. Произведите отрицание простого реляционного сужде¬ния. Назовите отношение, в котором находятся исход¬ное суждение и суждение, полученное в результате от¬рицания.
На некоторых планетах Солнечной системы не побывал ни один человек.
7. Установите отношение между сложными суждениями А и В при помощи таблицы истинности.
А – Либо в случае истинности данного суждения оно является логически истинным, либо в случае его ложно¬сти оно является логически ложным. В — Предыдущее суждение не является ни логически истинным, ни логи¬чески ложным.
8. Произведите отрицание сложного суждения. Назовите отношение, в котором находятся исходное суждение и суждение, полученное в результате отрицания.
Если при отрицании исходного суждения получилось конъюнктивное суждение, значит, исходное суждение было дизъюнктивным или импликативным.
9. Установите правильность или неправильность простого категорического силлогизма. Для каждого общего пра¬вила силлогизма обоснуйте его соблюдение или несо¬блюдение. Если силлогизм является неправильным, изобразите с помощью круговой схемы такое отноше¬ние между множествами S, Р и М, при котором обе по¬сылки силлогизма будут истинными, а заключение -ложным. Подберите какие-нибудь понятия, отношения между объемами которых будут соответствовать данной схеме.
Все посылки данного силлогизма — суждения. Ни одна посылка данного силлогизма не является понятием. Следовательно, ни одно понятие не является суждени¬ем.
10. Установите правильность или неправильность умозак¬лючения из сложных суждений, используя табличный или сокращенный табличный способ решения задачи.
Если нечто является правильным или неправильным, то это умозаключение. Если нечто является истинным или ложным, то это суждение. В данном примере нет ни умозаключений, ни суждений. Следовательно, данный пример вам приснился.