Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Задания по логике (вариант 17)
1. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов неко¬торое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте опреде¬ление каждому термину). Изобразите с помощью круго¬вой схемы отношения между объемами полученных по¬нятий. Назовите отношения, в которых попарно состоят эти понятия, и обоснуйте, почему в каждом случае име¬ет место именно такое, а не другое отношение.
А – пара натуральных чисел такая, что х больше y, В – пара натуральных чисел <х, у> такая, что х больше у на 0,5, С - пара четных натуральных чилсел, D – пара натуральных чисел <х, у> такая, что у – это число кратное х.
2. Сопоставьте указанному термину некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение терми¬ну). Произведите какие-либо обобщения и ограничения данного понятия. Опишите использованный вами спо¬соб выполнения этих операций. Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами получен¬ных понятий.
Обобщение.
3. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов неко¬торое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте опреде¬ление каждому термину). Установите, правильно ли произведено деление понятия, сопоставленного тому термину, к которому относится глагол «делиться». Для каждого правила деления обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами делимого понятия и членов деления.
Суждения делятся на единичные, частные и общие.
4. Установите, правильно ли дано определение термину. Для каждого правила определения обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношение между множеством предме¬тов, обозначаемых данным термином, и объемом поня¬тия, содержанием которого является определяющая (правая) часть данного определения.
Перекрещивание – это такое отношение между двумя множествами предметов, когда существует по меньшей мере один предмет из предметной области, принадлежащий одновременно обоим этим множествам.
5. Установите отношение между простыми суждениями А и В при помощи таблицы истинности. К какому типу относится непосредственное умозаключение, посылкой которого является А, а заключением - В? Исходя из ус¬тановленного отношения обоснуйте правильность или неправильность такого умозаключения.
А – Некоторые простые суждения состоят между собой в отношении противоречия. В - Некоторые суждения, не являющиеся простыми, также состоят между собой в отношении противоречия.
6. Произведите отрицание простого реляционного сужде¬ния. Назовите отношение, в котором находятся исход¬ное суждение и суждение, полученное в результате от¬рицания.
Некоторые примеры на простые суждения сложнее любого примера на сложные суждения.
7. Установите отношение между сложными суждениями А и В при помощи таблицы истинности.
А – Данное суждение является конъюнктивным, состоит из двенадцати слов и противоречит следующему суждению. В – Если предыдущее суждение противоречит данному, то оно не является конъюнктивным.
8. Произведите отрицание сложного суждения. Назовите отношение, в котором находятся исходное суждение и суждение, полученное в результате отрицания.
Если вы произвели операцию отрицания этого сложного суждения и получили противоречащее ему суждение, то либо вы ошиблись, либо неточно списали
9. Установите правильность или неправильность простого категорического силлогизма. Для каждого общего пра¬вила силлогизма обоснуйте его соблюдение или несо¬блюдение. Если силлогизм является неправильным, изобразите с помощью круговой схемы такое отноше¬ние между множествами S, Р и М, при котором обе по¬сылки силлогизма будут истинными, а заключение -ложным. Подберите какие-нибудь понятия, отношения между объемами которых будут соответствовать данной схеме.
Ни одна женщина – не мужчина. Некоторые люди – не женщины. Следовательно, некоторые люди – мужчины.
10. Установите правильность или неправильность умозак¬лючения из сложных суждений, используя табличный или сокращенный табличный способ решения задачи.
Если все правила силлогизма соблюдены, силлогизм считается правильным. Отсюда следует, что если хотя бы одно из правил силлогизма нарушено, силлогизм квалифицируется как неправильный.