Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества педагоги и психологи всё чаще обращают внимание на жанр народной сказки с точки зрения ее воспитательных возможностей. Роль и важное значение сказок для формирования положительных качеств характера и развития всех психических процессов у детей подчеркивают многие. Значимость сказки подчеркивали К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Д.В.Менджерицкая, Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин и многие другие. В.Г.Белинский определял сказку как глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть ведущая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности».
Исходя из практики, использование сказки в педагогическом процессе может осуществляться как с целью обучения и развития (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сомковаи др.), усвоения и закрепления определенных знаний (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), воспитания (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.).
Народные сказки всегда играли роль воспитателей, учителей, и личных «психотерапевтов». Лучшие образцы сказок сохранили свою ценность, но новые проблемы требуют рождения новых сказок. Не случайно очень часто возникают старые сказки на новый лад. В сказках соединяется прошлое, и будущее, но сказка всегда помогает ребенку в настоящей ситуации.
..............
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗКИ
1.1. Сущность понятия воспитание
В понятийно-терминологическом словаре по педагогике и образованию «воспитание» в широком социальном смысле слова - это воздействие на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности; целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей: учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и вне учебной специально проводимой воспитательной работы». В узком смысле - это «специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи (нравственное воспитание, эстетическое воспитание и т.д.).
Воспитание – для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Вдумаемся в смысл слова: «воспитание». Изначально, на заре человечества оно означало «вкармливание» только что родившегося, беспомощного дитяти. Но очень скоро люди поняли: главное в развитии человека (в отличие от всех других живых существ) – «питание (вскармливание) духовное», то есть сопричастное душе человека. Этот смысл и стал сутью воспитания. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение – передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению, развитие личности Человека, достойного своей эпохи. Без этого невозможен прогресс человечества. ........