Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных проблем настоящего времени, является проблема кризиса института семьи. В современной России эта проблема усугубляется атмосферой общего и затяжного социального кризиса, связанного с модернизацией, инновацией и периодом реформ всех сфер жизни общества. Однако прогрессирующий упадок состояния современных семей во всех сферах жизни представляет собой процесс, уходящий корнями в далекое прошлое. Но развитие и распространение негативных процессов в институте семьи обусловлено и накладкой других негативных реалий пореформенной России, таких как: массовой алкоголезависимости, наркомании, низкого уровня жизни и нерешенности жилищных проблем, ухудшение экологии регионов и ослабление здоровья их жителей, демографическое состояние и рождение детей с отклонениями в состоянии здоровья, прогрессирующая агрессивность и жестокость в обществе, в том числе в детской и подростковой среде и многое другое. И это далеко не полный перечень проблем российской семьи, находящейся в столь бедственном положении.
..........
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ
1.1. Проблема воспитания в психолого-педагогических исследованиях
Проблемы семейного воспитания поднимались многие выдающимися педагогами и психологами: В.А. Сухомлинским, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Л. Н. Толстым, П.Ф. Лесгафтом, А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковской, В.Я. Титаренко. Они признавали, что «воспитание в семье в процессе повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности растущего ребенка» [12].
При анализе психолого-педагогической литературы мы выявили разные аспекты в семейном воспитании:
- гуманистическое содержание семейной педагогики в рамках теории «свободного воспитания» (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, К.Н. Венцель);
- принципы народной педагогики в воспитании (К.Д. Ушинский, Е.В. Водовозова, М.И. Демков, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.Я. Яковлев);
- семья как агент социализации личности ребенка, как «комплекс условий и средств» (В.Г. Алексеева, А.П. Баранова, И.В. Гребенщикова, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчева и др.);
.........