Выдержка из работы:
Введение
В начале XXI века социокультурное развитие определило закрепление сложной и противоречивой тенденции, получившей название глобализация.
Становится более очевидным, что национальные системы высшего образования (в том числе и отечественная) не могут развиваться вне глобальных процессов и тенденций. Решая вопросы реформирования и развития высшей школы отдельной страны, нельзя исходить из критериев только национального уровня. Отечественная система образования станет конкурентоспособной, только если сумеет адаптироваться к изменениям, которые происходят, и направленность которых определяется глобальным развитием цивилизации. Национальные системы образования вступают в эпоху непрерывного реформирования, главной целью которого является повышение качества образования в процессе сближения разных национальных образовательных систем.
Образование в эпоху глобализации рассматривается как ключевой индикатор, который обнаруживает преимущества, недостатки и противоречия, порожденные современной эпохой. Реформирование системы высшего образования России, вхождение отечественной системы высшего образования в мировое образовательное пространство являются показательными устремлениями нашего государства занять достойную позицию на мировой арене. В связи с этим анализ проблем, связанных с присоединением к международному образовательному и научному пространству, а также с влиянием глобализации на функционирование высших учебных заведений приобретает актуальность и акцентирует внимание, в частности, на международных аспектах образовательного процесса. Усиление глобализации высшего образования привело к тому, что на смену интернационализации в этой области, в условиях которой значительную роль в сотрудничестве университетов играли отдельные государства, пришло непосредственное и в значительной степени независимое функционирование высших учебных заведений как самостоятельных субъектов международного сотрудничества.
.............
1. Теоретические основы изучения социологии образования
1.1 Социология образования: основные парадигмы
Определяющей характеристикой образования является парадигмальность. На каждом историческом этапе общественного развития, исходя из ведущей миссии образования, существовала определенная парадигма, которая задавала образец, модель построения образовательного пространства.
Отметим, что понятие «парадигма» вошло в употребление как инструмент науковедения с 70-х годов прошлого века и стремительно приобретает значимость в общественной практике. Оно означает наиболее общие принципы понимания и интерпретации объекта исследования, принятые в определенном научном сообществе.
Впервые о научной основе социологии образования можно говорить благодаря трудам европейских и американских ученых конца XIX в. Важной научной предпосылкой можно считать концепцию социального прогресса, которая получила распространение как в Европе, так и США, и способствовала появлению ряда работ философов, педагогов, психологов по социальному осмыслению образования, в частности соотношение органического и механического понимания образования . В XX столетии концепцию социального прогресса утверждали неоэволюционисты, одним из видных представителей которых является Т. Парсонс. Органическое понимание образования вытекает из структурного функционализма в аспекте принятия роли образования как смыслоформирующего и ориентационного механизма социализации. Ценностная компонента объективно определяет не только поведение персонала учебного заведения, но и порождает корпоративную нормативную систему, лежит в основе деятельности органа управления учебным заведением. Смысловая компонента, в свою очередь, на основе смыслового ядра структуры личности, имеет трехуровневую побудительную систему, наружу выходит как мотив деятельности человека, преследующего свои интересы и удовлетворяющего собственные потребности. Эта концепция касается эволюционистского содержания образования и его связи с социокультурным прогрессом человечества. По своему содержанию указанная концепция тяготеет также к линейному пониманию системы образования как преимущественно материальной, а не формальной социотехнологии.
.........