Выдержка из работы:
Введение
Между нормативными результатами и его целью образования есть ряд противоречий, это и определяет актуальность нашего исследования. Целью образования провозглашалось воспитание всесторонне развитой личности на протяжении многих лет, а на выходе проверялось наличие знаний, умений и навыков по основам наук. Качества личности, уровень её нравственности и культуры были вторичны.
Человек эффективно воздействует на природу и социальную сферу жизни, используя достижения научно-технической революции, изменяет их коренным образом. Вооруженные современной технологией и мощной техникой люди, с одной стороны, разрушают экологические системы, что приводит к катастрофам, авариям, возникновению кризисных экологических ситуаций, с другой - имеет огромный положительный потенциал. Чаще последствия этих действий негативны.
В природе также нарушено экологическое равновесие, что обусловлено загрязнением почвенной среды, водной, воздушной, нарушением естественных экосистем, и виной этому деятельность человека. Как итог - увеличение природных катастроф и ухудшение здоровья населения. Число здоровых учащихся в России в настоящее время сократилось до 7-11%. Отклонения в психическом и физическом развитии отмечены у 90% из них.
В настоящий момент формируется концепция устойчивого развития цивилизации и комплексного подхода к этим проблемам, построенная на новом осмыслении ценностей (качество жизни, состояние жизненно важных ресурсов и управления ими). В соответствии с названной концепцией формирование экономически активного населения страны должно осуществляться путем:
..........
Глава 1. «Основы безопасности жизнедеятельности» как учебная дисциплина.
1.1. Проблема формирования курса безопасной жизнедеятельности в современной системе образования.
Национальная доктрина образования РФ, которая среди прочих государственных задач в сфере образования, определила «всестороннюю заботу о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся и студентов, гармонизацию отношений человека с природой», а так же развитие национальной культуры, воспитание патриотов, формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, формирование активной профессиональной мотивации и жизненной позиции [1,С.4.]. Необходимость «во всесторонней заботе о здоровье и физическом воспитании» подтверждается тем, что в среднем по России всего 10% выпускников могут считаться здоровыми. В экологически же неблагоприятных регионах этот процент гораздо ниже. Снижение активности школьников в учебной деятельности, ретардация их физического и психического развития, несоответствие предъявляемых нагрузок индивидуальным возможностям учащихся, а так же ухудшение здоровья детей, - основные негативные тенденции современного образования [2,С.3.].
Одним из факторов, влияющих на ухудшение здоровья детей, является и сама современная система образования.
В то же время современная российская экономика достигла такой ступени развития, когда основным ресурсом становится «мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал», то от системы образования требуется достижения нового качества соответствия требованиям современной системы общественных отношений и ценностей, требованиям новой экономики. А значит, «на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности» [6,С.8.].
Формирование экологической, реальной картины мира, как основы «устойчивого развития цивилизации» было предложено еще на конференции ООН, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 г. С учетом особенностей нашей страны модель устойчивого развития была конкретизирована на Всероссийском съезде по охране природы в июне 1995г. [7,С.205.].
........