Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в связи с происходящими в отечественной экономике кардинальными преобразованиями, направленными на переход к подлинным рыночным отношениям, существенно возросла степень социального неравенства между отдельными группами и целыми слоями российского населения. Для 55 – 60% населения России необеспеченность – главная жизненная проблема. Основные причины бедствования многих наших сограждан заключаются в обесценении их труда, а также в безнравственно низком и социально опасном размере пенсий . Поэтому институт государственной социальной помощи получает все большее развитие в системе права социального обеспечения.
Правовое регулирование государственной социальной помощи в Российской Федерации осуществляется целым рядом законодательных и иных нормативных актов. По мнению исследователей, это регулирование крайне не упорядочено, хотя законодательная практика свидетельствует о возможности кодификации норм, составляющих такой институт социальной защиты, как пособия .
Противоречия в нормативно-правовом обеспечении деятельности современной системы социальной помощи населения не способствуют формулированию достаточно четких подходов к ее реформированию. В течение последних лет социальная помощь населению России оказывалась путем ориентации на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом. Этот подход нередко порождает социальное иждивенчество, понижает ответственность человека за собственное благополучие, благополучие его семьи и общества. Получение социальной помощи от государства становится самоцелью для большинства малоимущих граждан. Жить за счет государства – воспринимается как норма.
...........
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие государственной социальной помощи, ее необходимость и место в социальной защите граждан
По признанию доктора юридических наук, профессора кафедры трудового права МГУ им. М.В. Ломоносова Е.Е. Мачульской, право на социальное обеспечение представляет собой признанную международным сообществом и гарантированную государством возможность человека удовлетворять физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для достойной жизни, в тех случаях, когда в результате наступления социального риска или других социально значимых обстоятельств он утратил доход от трудовой деятельности или внутрисемейное содержание .
Право человека на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации, которая гласит: "Каждому гарантируется социальное обеспечение...". В данной статье также закрепляются основания наступления права на социальное обеспечение: возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, необходимость воспитания детей, иные случаи, установленные законом. Перечень, определенный Конституцией, не является исчерпывающим, т.к. законом могут устанавливаться и иные случаи, при которых приобретается право на социальное обеспечение.
Понятие социального обеспечения и его содержание формировались постепенно по мере развития системы социального обеспечения в СССР, а затем в Российской Федерации. Разработка указанного понятия продолжается до настоящего времени. Однако дать полное определение понятию "социальное обеспечение" будет сложно, если его не рассмотреть в соотношении со смежными понятиями, такими как "социальная политика", "социальная защита" и "социальная помощь". Исследование этих понятий имеет не только научное, но и практическое значение.
...........