Выдержка из работы:
Введение
Символ и знак является одним из центральных понятий не только философии, но и филологии, культурологии, религиоведения. Символ занимал умы многих выдающихся мыслителей: Платона, И. Канта, Г. Гегеля, И.-В. Гете, Ф. Шеллинга, А. Шлегеля, Э. Кассирера, А. Бергсона и мно¬гих других.
Существуют различные определения символа; мы же выразим свою позицию словами P.A. Лошакова: «Символ есть един¬ство конечного и бесконечного. Поэтому символ - это онтологический радикал языка, опе¬ратор трансцеденции, знак Иного».
Положение о том, что мир носит знаковый характер, является очень распространенным в современной социальной науке. Человек существует в мире созданных им самим значимых форм, и его познание не ограничено феноменальной данностью.
1. Понятийные определения Символа и Знака
Для объяснения природы и функционирования сим¬вола мы воспользовались работами М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорского, А.Ф. Лосева, К.А. Свасьяна, А. Шюца, Ц. Тодорова, P.A. Лошакова.
Все авторы, так или иначе, за¬мечают, что при попытке дать объяснение символу, всегда остается некий «нередуцируемый остаток», «инобытийная» сторона: «Сим¬вол и символизация предполагают существова¬ние двух миров, двух порядков бытия... Сим¬вол говорит о том, что смысл одного мира лежит в другом мире, что из другого мира подается знак о смысле». Следует заметить, что язык описания символа - это язык, пытаю¬щийся преодолеть самого себя, поэтому невоз¬можно выстроить абсолютно точную схему функционирования и определить природу иссле¬дуемого явления. Мы можем говорить лишь о более или менее удачной попытке приближения к его пониманию.
Согласно А. Шюцу, знак, во-первых, является прямым указанием, а не намеком, в отличие от символа, во-вторых, не трансцедирует нас за рамки исходной реаль¬ности.